Каждому красноярцу знаком памятник Антону Павловичу Чехову, установленный на Театральной площади. Некоторые вспомнят цитату классика, которая выгравирована на этом памятнике. Однако одной фразой мнение писатель не ограничился. Ко дню рождения Чехова «1-LiNE» расскажет, чем прозаика впечатлил Красноярск.
Нашу историческую справку следует начать с того, почему Антон Павлович вообще решил проехать по Сибири. Конечной точкой его маршрута был остров Сахалин. В январском номере газеты «Новый день» 1890 года вышла заметка: «А.П.Чехов предпринимает путешествие по Сибири с целью изучения быта каторжников». Внезапность этого решения поразила общество. Суровый климат Сибири и Дальнего Востока слыл отнюдь не привлекательным, как и условия содержания каторжников.
Однако для Антона Павловича подобное путешествие было возможностью выйти из зоны комфорта. Ему к тому времени исполнилось тридцать лет, писатель стремился в гущу жизни. Чехову был интересен человеческий быт даже в таком суровом краю, как Сибирь. И смертельная для него чахотка не стала преградой.
В Красноярск писатель прибыл 28 мая 1890 года под вечер. В городе Чехов остановился на сутки. Несмотря на это, он успел увидеть многое. Антон Павлович гулял по улицам, в городском саду и по берегу Енисея. «Красноярск красивый интеллигентный город; в сравнении перед ним Томск – свинья в ермолке и моветон. Улицы чистые, мощёные, дома каменные, большие, церкви изящные», - писал Чехов в письме своей семье.
Город настолько впечатлил классика, что он, по признанию в том же письме, согласился бы жить в нём. Это несколько неожиданно, так как отношение Антона Павловича к провинции было весьма нелестным. «Я всегда в своих произведениях презирал провинцию и ставлю себе это в заслугу», - писал он в письмах позднее. Однако единение Красноярска с величественной природой, горами и Енисеем, видимо, пробудило в писателе тёплые чувства.
«…Природа оригинальная, величавая и прекрасная начинается только с Енисея. Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость…на Енисее же жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась», - так высокопарно описал реку Чехов.
Кроме Енисея, писатель приходил в восхищение от горных видов: «На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том - горы, напомнившие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!».
Также Чехов решительно развеял миф о суровости сибирского города. В письме Плещееву он писал: «…Дорога вполне безопасна. Грабежи, нападения, злодеи — всё это вздор и сказки. Револьвер совершенно не нужен, и ночью в лесу так же безопасно, как днём на Невском». Писатель сожалел, что университет построили в Томске, а не в Красноярске, ибо ему краевая столица показалась очень перспективной.
О цели своего путешествия Чехов не забывал. Каторжная жизнь не укладывалась в увиденную им картину. Он не мог понять, почему город на могучем Енисее являлся местом для ссылки. Например, он пишет, что в Красноярске отбывал ссылку кассир из Санкт-Петербурга Константин Юханцев. Сослан он был за растрату более 2 миллионов рублей на долгих 12 лет.
Уезжал из города (точнее, переплывал Енисей) Антон Павлович в хорошем настроении. Горы ему казались всё более похожими на Кавказ. Природные пейзажи Красноярска, по его словам, вознаградили за всё пережитые в дороге неурядицы. По признанию Чехова, он обругал художника Левитана болваном, за то, что тот не поехал с ним в путешествие. Да, всё из-за прекрасных гор и Енисея.
Красноярцы не забыли хороших отзывов о городе. В 1995 году был установлен бронзовый памятник русскому классику. Скульптуру поставили на Театральной площади. Авторами композиции стали скульптор Юрий Ишханов и архитекторы Арэг Демирханов и Владимир Чепижко. Сегодня без «Чехова» уже невозможно представить Красноярск. Как и русскую литературу без «Вишнёвого сада» и «Дома с мезонином».