Красноярск: пробки 1
Двухпартийный эксперимент

Двухпартийный эксперимент

2020-08-03
Недавно Владимир Жириновский заявил, что в нашей стране необходимо создавать двухпартийную систему по образцу той, которая действует в США. По мнению вождя ЛДПР, в России одна партия могла представлять интересы консервативного спектра общества, а её оппоненты заняли бы социал-демократическую нишу. Такая конструкция позволила бы разрушить монополию на власть одной партии, создав фундамент для эффективной и сбалансированной политической системы.

Не сказать, что Владимир Вольфович одинок в этом мнении. О том, что в России нужно переформатировать изрядно обветшавшую партийную модель, которая уже давно не отвечает современным вызовам, в последнее время не говорит только ленивый. Нынешняя «полуторапартийная» система с «Единой Россией» во главе, возможно, ещё устраивает номенклатуру, но, по мнению многих политиков и экспертов, давно стала тормозом в развитии страны.

Самое интересное, что в Красноярском крае двухпартийная система, за которую так ратует Жириновский, фактически уже создана, причем одним из её элементов является его родная ЛДПР. Да, на берегах Енисея формально существует несколько десятков региональных отделений партий, но реальное влияние на политические процессы сегодня оказывают только две силы – «Единая Россия» и ЛДПР. Левая половина парламентского квартета, включающая в себя КПРФ и «Справедливая Россия», по разным причинам на формирование повестки в нашем регионе практически никакого влияния не оказывает.

2-Натаров - фото с официального сатй ЛДПР.jpg

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА

Эксперимент по созданию двухпартийной системы на берегах Енисея начался в марте 2015 года. Именно тогда региональное отделение ЛДПР, лежавшее в дымящихся руинах, возглавил Сергей Натаров. К тому времени у него за плечами был серьезный опыт работы в бизнесе, законодательной и исполнительной власти. Уже на старте проекта новый лидер местных жириновцев поставил работу на системные рельсы. Были сделаны серьезные инвестиции в партийное строительство и найдены люди с ресурсами (правда, не всегда с безупречной репутацией…). Не поскупились в региональном отделении и на хороших политтехнологов. Начал создаваться мощный медийный пул. Инвестиции окупились уже через полтора года. В сентябре 2016 года ЛДПР получила вторую по численности фракцию в Заксобрании, а сам Натаров завоевал мандат депутата Госдумы.

Помимо здоровых амбиций, подкреплявшихся вполне конкретными материальными кондициями, на стороне нового лидера красноярских либерал-демократов была исключительно благоприятная политическая конъюнктура. Победа в 2013 году «Патриотов России» на выборах в горсовет Красноярска изрядно напрягла Серый дом. Администраторы увидели реальную угрозу для власти со стороны быковцев на выборах в Заксобрание и Госдуму в 2016 году. Нужно было срочно создавать партийный противовес колонне Анатолия Быкова. ЛДПР для этого подходила лучше всего, поскольку быковцы и жириновцы окучивали практически одну и ту же электоральную поляну и являлись естественными конкурентами.

Как показали последующие события, расчёт оказался верным. Жесткий прессинг власти и собственные грубые ошибки привели быковцев к серьезным электоральным неудачам практически на всех выборах последней пятилетки. ЛДПР умело подбирала протестный электорат, причем не только тот, на который рассчитывали «Патриоты России». За ЛДПР начали понемногу голосовать и левые избиратели, которых из-за перманентного кризиса в региональных отделениях теряли КПРФ и «Справедливая Россия».

Взлёт «соколов Жириновского» вряд ли оказался бы возможным без сильных союзников в здании на Мира, 110. Вместе с Сергеем Натаровым и Александром Глисковым одним из отцов успеха ЛДПР в Красноярском крае по праву можно назвать первого заместителя губернатора Сергея Пономаренко, курирующего внутреннюю политику в регионе с 2012 года. Поддерживая ЛДПР, Сергей Александрович не только сдерживал нукеров Анатолия Петровича, но и решал другие политические задачи, в частности, используя жириновцев в качестве эффективного орудия в подковерных номенклатурных играх. На первом этапе взаимовыгодного сотрудничества краевая власть видела в ЛДПР удобного младшего партнера, но идиллия скоро закончилась.

Удобная для Серого дома ситуация резко изменилась в сентябре 2018 года. ЛДПР смогла нанести «Единой России» крайне болезненный удар на принципиально важных выборах в горсовет Красноярска. Жириновцы смогли опередить «медведей» по партийным спискам. Только победы в одномандатных округах позволили «медведям» удержать первенство в муниципальном парламенте. Не слишком приятным сюрпризом оказался для кураторов внутренней политики и успех кандидата от ЛДПР Егора Бондаренко на губернаторских выборах. Несмотря на то, что либерал-демократ выступал фактически в статусе «технаря», его результат – 23,34 % - продемонстрировал, в первую очередь, растущую силу партийного бренда.

Именно в 2018 году впервые стали очевидны противоречия между красноярской властью и ЛДПР. Эта партия неожиданно для кураторов внутренней политики обрела политическую субъектность и стала постоянным раздражающим фактором для начальства. Особенно это заметно в муниципалитетах Красноярской агломерации, в первую очередь, в краевом центре, где ЛДПР непрерывно атакует команду Сергея Ерёмина. Хотя до недавнего времени либерал-демократы старались не критиковать губернатора, очевидно, что перманентные наезды на власть негативно отражались и на рейтинге Александра Усса. За последние годы изменился и стиль работы либерал-демократов. Он стал более агрессивным, даже нахрапистым. За глаза конкуренты называют жириновцев отморозками, но подобные ярлыки их только веселят.

При этом ЛДПР проводила достаточно гибкую политику, вступая в ситуативные альянсы с краевой властью в сюжетах, когда им это было объективно выгодно. Например, в июле 2019 года фракция ЛДПР в ЗС безоговорочно поддержала отставку руководителя Счетной палаты края Татьяны Давыденко. И это было логично, поскольку Давыденко в тот момент уже представляла на краевой политической арене интересы прямых врагов ЛДПР из лагеря Анатолия Быкова. Расторговки случались и на некоторых муниципальных выборах. Но эти тактические союзы не отменяли главное – ЛДПР из младшего партнера региональной власти превратилась в самостоятельного игрока, которому уже невозможно было приказывать и с которым можно было только договариваться.

3 - фото с сайта реагионального отделения ЛДПР.jpg

НАКАНУНЕ БОЛЬШИХ ВЫБОРОВ

Уже после сентября 2018 года в кругах, близких к «Единой России», начали думать, как сдерживать основного конкурента. Выяснилось, что ресурсов для эффективной борьбы с ЛДПР у власти не так уж и много. После пенсионной реформы любая критика власти шла «на ура», а вот дискредитация даже системной оппозиции, пусть и погрязшей в оппортунизме, дается с трудом. Это, кстати, четко показал и сюжет с арестом хабаровского губернатора, члена ЛДПР Сергея Фургала. Ещё лет пять назад такой скандал сильно ударил бы по авторитету «соколов», но сегодня этот сюжет оказался явно в плюс партии Жириновского

Стратегическим решением «проблемы ЛДПР» для краевой власти могла бы стать помощь в реанимации региональных отделений КПРФ и «Справедливой России». Это позволило бы оторвать от ЛДПР хотя бы левых избирателей и тем самым разбавить симпатии протестного электората. Однако, судя по многим признакам, пока об этом говорить не приходится. Мироновцы по-прежнему находятся в летаргическом сне. В крайкоме КПРФ в этом году сменилось руководство, но никаких заметных шагов по модернизации регионального отделения до сих пор не видно.

Меньше всего в ЛДПР сейчас опасаются конкурентов из оппозиционного лагеря и чиновников из Серого дома. Но у красноярских либерал-демократов есть свои проблемы. Уже полтора года они находятся в зоне особого внимания силовиков. В марте 2019 года стартовало уголовное дело, в котором фигурировали бухгалтер регионального отделения Денис Бундюк, советник губернатора Антон Натаров и медиа-менеджеры СМИ, близких к ЛДПР. В феврале этого года депутата краевого парламента, заместителя руководителя фракции ЛДПР в ЗС Сергея Титова признали виновным в получении взятки в особо крупном размере и приговорили к восьми годам лишения свободы.

Второй пласт проблем связан с внутренними разногласиями в руководстве регионального отделения. Фактически сейчас в нём образовались три центра влияния - Сергей Натаров, Александр Глисков и Алексей Кулеш. Противоречия между ними уже прорываются в публичное пространство. Это и понятно - приближаются большие выборы в Госдуму и Заксобрание. Как показывает опыт, практически во всех ведущих партиях в такой судьбоносный момент всегда начинается мышиная возня, ведь речь идёт о распределении депутатских мандатов, проходных местах в партийном списке и т.п. Смогут ли вожди красноярских либерал-демократов преодолеть свои противоречия и пройти этот этап без больших потерь? Во многом от ответа на этот вопрос зависит ближайшее будущее главной оппозиционной силы Красноярья.

Александр Чернявский
Фото из архива автора и сайта регионального отделения ЛДПР

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: