Красноярск: пробки 1

И смех и грех

2020-11-20
Фото А.Бурмистрова
Ранее мы уже рассказывали о существенных разногласиях как в определении задач работы депутатской комиссии, так и в оценках норильского ЧП. Редакционная группа представила журналистам выводы доклада ещё 12 ноября, практически за неделю до сессии, стараясь заранее «оседлать повестку» и задать тон будущего обсуждения. Такая спешка была объяснима – далеко не все депутаты, работавшие в комиссии, вносившие свои замечания и предложения, были согласны с выводами, которые из накопленного материала сделала редакционная комиссия.

Председатель комиссии депутатского расследования Виталий Дроздов уже непосредственно на сессии Законодательного Собрания доложил итоги работы. Но в понимании задач комиссии, даже через месяц после окончания её работы, среди народных избранников не было единого мнения.

357647702201119-5940.jpg

«Мы установили, что будем двигаться по пяти направлениям, по которым нам необходимо было получить информацию и сделать соответствующие выводы, - напомнил коллегам историю создания комиссии Виталий Дроздов. – Первое направление – рассмотрение вопроса о размере ущерба, причинённого окружающей среде в результате разлива нефтепродуктов на ТЭЦ-3 и о порядке ликвидации аварии. Второе направление – рассмотрение ситуации с промбезопасностью в НТЭК и мер предотвращения техногенной аварии на объекте. Мы рассчитывали оценить, достаточно ли сделано вложений в поддержание исправности и модернизацию оборудования, своевременность устранения замечаний и предписаний надзорных органов за предшествующий период. Третье направление – проанализировать действия всех органов власти при реагировании на аварию и устранении её последствий. Четвёртое направление – рассмотреть как скажется авария на бюджете края, в том числе в виде снижения доходов. Пятое направление – изучить влияние аварии на биоразнообразие, на жизнедеятельность и среду обитания коренных малочисленных народов Севера».

Депутат Алексей Дьяченко в своём выступлении позднее напомнил, что ещё в момент создания комиссии предупреждал – на неё возложили заведомо невыполнимые задачи:

«Размер ущерба? Нет среди нас специалистов для его оценки. Достаточность или недостаточность мер промбезопасности в НТЭК? Нет у нас компетенций определять эту «достаточность». Действия органов власти во время ликвидации аварии? Вот здесь как раз наши полномочия «в полный рост»! Влияние на бюджет края? Да, это мы тоже можем расчётно оценить. Влияние на биоразнообразие? Опять здесь у нас нет достаточных компетенций! А вот влияние на жизнь коренных малочисленных народов Севера мы тоже можем определить. В итоге из 5 задач только ровно половина выполнима».

Впрочем, депутат Илья Зайцев и, как он сообщил, автор итогового доклада, заявил, что главной задачей работы комиссии депутатского расследования было признание того, что «Норникель виноват»! Эмоциональное выступление депутата было тем более странным, что этот «грех» давно признало за собой и не оспаривает руководство «Норникеля». Возможно, к такому заявлению Илью Зайцева «подтолкнули» усмешки коллег-оппонентов, обративших внимание на бездоказательность, тенденциозность, а нередко и курьёзность некоторых утверждений доклада и прилагавшейся к нему презентации…

602206772201119-5945.jpg

«Если на клетке слона прочтёшь надпись: буйвол, — не верь глазам своим»


Возможно, авторы итогового доклада комиссии депутатского расследования руководствовались именно этой сентенцией Козьмы Пруткова. Потому что депутат Юрий Захаринский обнаружил в работе коллег странное.

«Я не рыбак, «рыбачу» в основном в магазине, но благодаря 23 годам жизни и работы в Арктике увидел сразу, что на фото в презентации рыба не северная, - сказал Юрий Николаевич. – Я провёл небольшое «расследование». Оказалось, что автор снимка – профессиональный фотограф Китти Хакатонг, которая живёт в Таиланде. Фотография авторская, цена скачивания со стока – от 22 центов до 68 долларов в зависимости от качества и целей дальнейшего использования. Наверное, Китти будет приятно, что её фотография удостоилась внимания власти в далёкой Сибири, а наше Законодательное Собрание имеет хорошие шансы получить международную известность!»

1527693313201119-5848.jpg

На несуразности в докладе обращали внимание и другие депутаты. В частности, председатель профильного комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский напомнил, что нынешняя комиссия депутатского расследования лишь вторая за всю уже долгую историю краевого парламента, но вопросов к итогам работы первой комиссии ни у кого не было как раз потому, что они опирались на документально зафиксированные факты, конкретные нормы и законы. Нынешний же доклад, вызвавший бурные дискуссии, – скорее компиляция известных фактов и документально не подтверждённых субъективных мнений отдельных специалистов, а иногда и не специалистов вовсе.

В какой-то момент депутат Зайцев не сдержал эмоций:

«Хочу открыть страшную тайну: на 18-й странице нашего доклада пропущены три запятых и одна точка с запятой. Но всё это не делает выводы, которые есть в докладе, неверными. Мне кажется, что все эти три месяца и особенно активно в последнее время, когда пытались поймать комиссию на рыбе, на запятых, на не той тональности и чём-то другом – это всё попытка отвести внимание от факта, который остаётся фактом. Собственник НТЭК, компания «Норильский никель» виновата в катастрофе. Это факт, который признан комиссией депутатского расследования. Предлагаю на этом и остановиться: «Норильский никель» виноват в том, что случилось 29 мая в городе Норильске!»

По поводу «греха» «Норникеля», который никто не отрицает, было сказано выше, а вот заявление Ильи Александровича ещё и о пропущенных на 18-й странице доклада запятых мало того, что добавило веселья после фото рыбы от таиландского фотографа, так ещё больше заставило сомневаться в качестве документа и профессионализме его авторов.

1389309303201119-6052.jpg

Возводить мосты, а не стены


На контрасте особо взвешенным и продуманным стало выступление на сессии сенатора от Красноярского края Валерия Семёнова с рассказом о том, какую работу параллельно с краевыми депутатами, но независимо от них провели члены Совета Федерации, также работавшие в Норильске после аварии:

«Мы не стали рассматривать именно причины аварии, потому что и компания сама сказала: «Да, виноваты». Рассматривать причины – дело профессионалов и официальных контрольно-надзорных органов. Мы же приняли решение посмотреть комплекс проблем, понимая, что всё равно последствия аварии будут устранены качественно и в скорейшие сроки под таким пристальным вниманием власти края, РФ и лично президента страны. Наша задача (Совета Федерации и Законодательного Собрания края), в т.ч. в рамках депутатского контроля – осуществлять помощь тем структурам, которые ликвидируют последствия этой аварии. Потому что будет возникать очень много вопросов финансовых, организационных, технологических и даже личностных».

457557856201119-6015.jpg

Валерий Владимирович сообщил: в результате изучения законодательной базы и действующих нормативов сенаторы обнаружили, что многие документы устарели и по ним сегодня тяжело определить, например, реальный ущерб, который нанесён аварией традиционным видам природопользования коренных малочисленных народов Севера. Были рассмотрены социальные вопросы на территории Норильска, состояние инфраструктуры, гарантированность жизнеобеспечения. В постановлении Совета Федерации все эти вопросы отражены:

«Сделать это и согласовать множество вопросов со всеми участниками процесса, было очень сложно, но мы это смогли! С правительством Красноярского края, с компанией «Норникель», которая взяла на себя решение массы вопросов. В частности, это строительство двух садиков, школы, пожарного депо, работа по инфраструктурным объектам Норильска… Возьмём реновацию жилого фонда Норильска. Там компания взяла на себя 50% расходов, Красноярский край – 10%. И правительство России тоже уже приняло решение о выделении финансовых средств для первого этапа реновации».

По мнению сенатора, при заключении нового 4-стороннего соглашения (федерация – край – муниципалитет – Норникель), взамен прежнего, действие которого истекает в этом году, Законодательное Собрание должно стать мостиком, который объединит разные интересы. И это соглашение – не только и не столько для Норильска, это соглашения для всего Красноярского края, потому что социально-экономическое партнёрство с такой компанией как «Норникель», по мнению Валерия Семёнова, - это плюс всему Красноярскому краю: и в бюджете, и в решении социальных вопросов, и в экологии.

Люди знают правду


В ходе презентации доклада комиссии депутатского расследования аварии на ТЭЦ-3 Норильска не раз было сказано о том, что жёсткие выводы в адрес «Норникеля» обусловлены заботой о людях, живущих на Таймыре и пострадавших от разлива топлива. Однако заместитель председателя комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов Валерий Вэнго обратил внимание коллег на то, что необъективные выводы не укрепляют авторитет власти, а наоборот.

«На Таймыре есть большое недоверие к выводам не только нашей комиссии депутатского расследования, но и к заявлениям некоторых учёных о том, что в результате разлива топлива в реках Амбарная, Далдыкан и в озере Пясино загублены миллионы тонн малька, миллионы особей рыбы, в т.ч. осетра… Его априори там быть не могло, потому что осётр – не озёрная рыба! Если бы там были миллионы особей, эти речки и озеро кипели бы от рыбы! Но любой норильчанин вам скажет, что уже более 30 лет там никто даже не пытался на удочку рыбачить, потому что рыбы там фактически нет! – заявил Валерий Хольмович. – Да, наверное, в том, что рыба там ранее исчезла, виноват комбинат, но почему никто не говорит, что 30 лет назад экологическое законодательство позволяло не только Норильскому комбинату, а всем промпредприятиям так работать? А мы в выводах пишем, что солярка разлилась и всё уничтожила... А фотография в докладе, на которой на самом деле какая-то южноамериканская рыба? Люди просто смеются над этим!»

1068951576201119-5959.jpg

Валерий Вэнго также обратил внимание на то, что наибольшее внимание после аварии на ТЭЦ-3 приковано к Норильску, тогда как основная пострадавшая от разлива топлива территория Таймыра находится за пределами Норильского муниципалитета. Тогда как житель Норильска, например, с улицы Урванцева, скорее всего, даже внимания не обратил на эту аварию…

«Девятый год я в Законодательном Собрании в докладах уполномоченного по делам коренных малочисленных народов Севера слышу о нарушениях, которые допускают в Арктике промышленные компании, - продолжил Валерий Хольмович. – Есть фотографии, есть свидетельские показания… Если накопленный вред сегодня является претензией в адрес «Норникеля», то надзорным органам надо набраться смелости и взяться за накопленный вред, который нанесли Таймыру другие промышленные компании, в частности нефтяники, которые продолжают всё это делать! Минувшей осенью в районе посёлка Байкаловск я посмотрел, что творят дочерние компании «Роснефти». Ширину дороги они там накатали в 4 километра! Потому что летом тундра вязкая, и каждый старается ехать не по существующей колее, а по нетронутому покрову. Такое впечатление, что самое большое в истории танковое сражение было не в 1943 году под Прохоровкой, а сейчас на Таймыре в районе Байкаловска! Я обращаюсь к надзорным органам: очнитесь, проявите принципиальность!»

Худой мир лучше доброй ссоры


Надо сказать, что призывы отставить обвинения и обиды и вместе взяться за решение вопросов, поставленных как в докладе депутатов Заксобрания, так и в постановлении Совета Федерации, возымели успех. Так, например, несколько неожиданно вице-спикер краевого парламента Сергей Попов и депутат Елена Пензина, неделю назад настаивавшие на вынесении итогового доклада комиссии депутатского расследования на сессию даже без обсуждения в профильных комитетах и срочном принятии постановления ЗС по этому поводу, вдруг сами предложили отправить и доклад, и замечания к нему, и предложения, и постановление Совета Федерации по норильской аварии во все профильные комитеты краевого парламента для выработки взвешенного постановления и разработки совместных согласованных действий всех органов власти в решении вопросов хозяйствования в Арктике, промышленной и экологической безопасности, социально-экономического развития региона.

46983380201119-5735.jpg

«Как человек, живший и работавший в Норильске, я хочу сказать, что никакой безнадёги, никакого ощущения, что «всё пропало» там нет. Люди там живут, работают, совершают трудовые подвиги, растят детей, - сказал, подводя итог дискуссии, председатель Законодательного Собрания Дмитрий Свиридов. – Деятельность депутатской комиссии завершена. Мы подошли к черте, за которой дальнейшая большая работа. Мы в наших комитетах заново проработаем постановление Совета Федерации и предложения, прозвучавшие на сессии, учтём их в нашем итоговом постановлении. Его проект сейчас дорабатывается, он будет обсуждён и вынесен на следующее заседание сессии».

Андрей Кузнецов

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: