27 июня 2016 года были полностью остановлены плавильный и обжиговый цеха Никелевого завода. Это был один из первых шагов крупномасштабной программы обновления мощностей и решения экологических проблем в Заполярном филиале «Норникеля».
Никелевый завод был самым старым предприятием компании, с 1942 года он работал в городской черте Норильска. Ежегодные выбросы диоксида серы в атмосферу превышали 372.000 тонн — 25% всего загрязнения региона. Это делало Норильск одним из 10 самых «грязных» городов планеты.
В «Норникеле» решили закрыть завод, сделав тем самым первый важный шаг к экологически чистому производству. Одновременно с этим увеличили мощности переработки никелевого концентрата в Кольской ГМК и на Надеждинском металлургическом заводе. Инвестиции в закрытие Никелевого завода и модернизацию производственной цепочки в 2014–2016 годах составили около 900 млн долларов.
После закрытия Никелевого завода в Норильске на 30% сократились выбросы диоксида серы, были ликвидированы 600 их источников. Благодаря снижению вредных выбросов и переходу к более экологичным технологиям производства металлов экологическая обстановка в городе улучшилась, воздух стал чище. В настоящее время компания завершает основные работы по демонтажу бывшего завода и вывозу строительного мусора.
По состоянию на начало 2015 года на Никелевом заводе работало 2.680 человек. «Норникель» применил социально-ответственный подход к трудоустройству этого персонала. Был разработан и проведён комплекс мероприятий для работников, желающих продолжить работу в компании, и работников, принявших решение закончить свою трудовую деятельность. Для решения вопросов трудоустройства были созданы специальные консультационные центры, где работники получали информацию о профессиях, особенностях производства и других значимых при выборе места работы факторах.
Электролизник водных растворов ЭУ-3, и.о. старшего мастера на Медном заводе Александр Кучманов трудовую биографию в «Норникеле» начинал в декабре 2010 года именно на Никелевом заводе. Специальность электролизника постигал прямо на рабочем месте и за считанные годы вырос со 2-го до 5-го разряда. Когда в компании сообщили о предстоящем закрытии Никелевого завода и предложили его работникам заполнить анкету, указав, где хотели бы продолжить работу, Александр написал, что хотел бы работать на Медном заводе по своей специальности электролизника. На тот момент все такие вакансии оказались там заполнены, бывший электролизник переучился и пошёл работать бункеровщиком на Норильскую обогатительную фабрику (НОФ). Но, как говорят, «не было бы счастья, да несчастье помогло».
«На НОФ у меня была рабочая неделя (5+2), благодаря этому я смог поступить на заочно-вечернее отделение в Норильский индустриальный институт, - вспоминает Александр Кучманов.
– График работы на Никелевом (3+2) этого не позволял. А через некоторое время мне коллеги сказали, что Медный завод снова приглашает электролизников, и мне, как практику, к тому же получающему высшее металлургическое образование – прямая дорога туда, наилучшие перспективы карьерного роста. На Медном со мной побеседовал зам.начальника по производству, который на Никелевом был начальником участка, где я работал. Мой опыт электролизника и другие специальности, которые я получил, работая в «Норникеле», оказались очень востребованы, и с февраля 2022 года я работаю на Медном заводе».
Всего более 1600 сотрудников закрытого Никелевого завода продолжили работу на других предприятиях компании, часть из них прошла обучение и повысила квалификацию. 605 возрастных сотрудников стали участниками уникальной программы «Ветеран металлургического производства», свыше 500 человек получили выплаты по окончании работы в компании. Затраты «Норникеля» на социальную программу для сотрудников Никелевого завода составили 1,4 млрд рублей.