Капитан красноярского «Енисея» и сборной России по хоккею с мячом Сергей Ломанов-младший рассказал об особенностях чемпионатов мира, кем он хочет стать после завершения карьеры и о том, как часто его сравнивают с отцом, не менее легендарным Сергеем Ломановым-старшим.
- Сергей, в Ульяновске вы в девятый раз выиграли чемпионат мира, став рекордсменом...
- Для меня это была самая главная мотивация. Папа, Сергей Иванович, который пять раз побеждал на чемпионатах мира как игрок, мне с долей иронии говорит: «Ты, конечно, молодец, но у нас тогда чемпионаты мира проходили через год, а не ежегодно, как у вас». Но я же сам ничего не придумываю: да, тогда была одна ситуация, а сейчас другая. И сейчас я очень рад.
- На вас в Ульяновске ничего не давило, мол, дома проиграть нельзя?
- Нет, такого вообще не ощущал. Самое главное, что у нас все совпало и все получилось. И я очень рад, как и вся наша команда, что мы выиграли чемпионат мира в Ульяновске. Спасибо всем нашим болельщикам за горячую поддержку - мы победили вместе.
- Многие ожидали в финале встречи сборных России и Швеции…
- Но и с теми же финнами, и с казахами всегда играть очень ответственно: малейшая недооценка соперника очень сильно влияет на ход игры и результат, за это можно и поплатиться, поэтому себя надо постоянно держать в тонусе и серьезно настраиваться на каждую игру. Нельзя играть спустя рукава в матчах группового этапа, рассчитывая, что потом в полуфинале и финале ты «выстрелишь». Так не бывает. Надо набирать форму от игры к игре, постоянно быть в тонусе и хорошем состоянии, которое ты получаешь через эти матчи. И, кстати, после чемпионата мира ты играешь совсем по-другому.
- Почему?
- Все-таки игры за сборную совсем другие, потому что у соперников собраны лучшие игроки: у нас, в командах Швеции, Финляндии, Казахстана. Ты играешь с командами уровня выше, чем в чемпионате России. А у нас ты можешь порой передохнуть, где-то сбавить темп, в каких-то моментах сэкономить силы. А в 2014 году в Иркутске мы выиграли у финнов в полуфинале (3:1), но был очень трудный матч, они еще при счете 0:0 даже не забили пенальти. И когда я пришел в раздевалку, мне было очень тяжело, я очень сильно устал. А завтра надо было еще играть и финал. Поэтому ошибаются те, кто говорит, что чемпионат мира состоит только из одного матча. Это все ерунда. Ты играешь в таком темпе, на котором не играешь на клубном уровне. И когда приезжаешь домой после сборной и играешь в чемпионате страны, то просто не замечаешь соперника. Уровень скоростей на чемпионатах мира совсем другой, а чтобы выйти на этот уровень, надо играть через не могу.
- В составе команды, помимо вас, еще пять игроков «Енисея». Можно ли считать, что сборная в какой-то мере играет в «красноярский» хоккей?
- Я бы хотел, чтобы наша сборная тоже играла в такой скоростной и мобильный хоккей. Все-таки наша команда в этом году стала обладателем Кубка мира, мы выиграли Суперкубок России и лидируем в чемпионате страны. Думаю, что что-то подобное в сборной от игры «Енисея» есть, все-таки наши хоккеисты играют не последние роли в команде.
- В чем хоккей «Енисея» отличается от игры московского «Динамо», тоже широко представленного в сборной?
- И «Динамо» в то время, когда я там играл (в 2005-2008 годах), и «Енисей» сейчас проповедуют русский хоккей - с поддержкой партнеров, с хорошим катанием. Это пошло еще с давних пор. Мой папа очень положительно относится к Василию Дмитриевичу Трофимову (старшему тренеру сборной СССР в 1964-1981 годах, восемь раз подряд приводившему команду к победам на чемпионатах мира), а те требования, которые были в то время в советском хоккее, до сих пор актуальны и востребованы.
- В чем они заключаются?
- Играть, прежде всего, по прямой, чтобы у тебя были открыты партнеры и справа, и слева, не топтать их, при перехвате мяча быстро переходить от обороны к атаке: без всяких забеганий, оставлений мяча и «кружев» на льду. Играть в тот русский хоккей, который нравится зрителям, а не тупо копировать (с улыбкой) шведский стиль. Потому что бывают случаи, когда отдельные тренеры копируют шведский стиль игры, но у них же есть исполнители более высокого класса, и они все делают заметно лучше. У нас есть хорошее свое, думаю, мы идем по правильному пути.
- В чем козыри шведского хоккея, в каких компонентах мы им уступаем?
- Про это много говорят: раньше они очень хорошо играли верховыми передачами, боролись и реализовывали стандартные положения. Сейчас у них произошли определенные изменения: возведено много закрытых катков, улучшилось качество льда, поэтому они больше играют низом, на удержание мяча, много времени хорошо контролируют мяч, вытягивают соперников на себя, чтобы появлялись свободные зоны, в которые врываются игроки. Они более терпеливы, удержание мяча - это их козыри.
- Вас неоднократно приглашали в шведские клубы, почему так и не согласились?
- Да, предложений было много, еще когда мне было 20 лет, 21 год. Они поступали каждый год, но так сложилось, что я так и не поехал играть в Швецию. Но я ни о чем не жалею. Я был близок к переходу тогда, когда из «Енисея» ушел в московское «Динамо» - меня приглашал «Хаммарбю». Но я выбрал «Динамо», а после него уехал в «Енисей», так сложилась ситуация. Для меня очень важно то, в какой хоккей играет моя команда, получаю ли я удовольствие от игры. Это не просто моя работа, я играю для того, чтобы получать удовольствие. Но и финансовый фактор, конечно, очень важен. Потому что я семейный человек. Меня сейчас все устраивает в Красноярске.
- Но вы не потеряли желание поиграть в Швеции?
- Нет, у меня нет такого, что я сижу, надеюсь и думаю, кто же меня пригласит (с улыбкой). Я сам буду решать, как поступить. Конечно, я не ставлю крест на возможности поиграть в Швеции, потому что там очень хороший чемпионат, в котором в каждом матче середнячок может обыграть лидера и даже на выезде. Все настраиваются на каждый матч как на последний, из-за этого у них идет рост уровня чемпионата. И зрительский интерес растет, и телевидение обращает внимание на бенди, и в интернете идут трансляции очень высокого качества, и другие СМИ проявляют большой интерес. Постоянно идут разговоры о строительстве крытых катков: в этом плане они нас опережают.
- «Енисей» уверенно лидирует в чемпионате страны. Не допускаете даже мысли о том, что вновь не выиграете золото?
- Чемпионат России - турнир длинный. Да, мы идем без поражений (18 побед подряд), но ведь нам предстоят и важные игры на выезде, и потом - плей-офф. Все может быть, но мы настраиваемся только на победу, потому что знаем: мы сможем победить, если будем играть в тот хоккей, который от нас требуют, в который мы умеем играть. Думаю, у нас хорошие шансы. А финальный матч - один, в котором тоже все может быть. Мы морально готовы пройти турнир до конца и победить. Кто-то ведь может один раз стать чемпионом России, радостно выдохнуть, долго гордиться и быть довольным, а мы так не можем - болельщики от нас ждут побед каждый год. А у нас все-таки есть преемственность поколений, хорошая и завидная история клуба, когда «Енисей» десять раз подряд выиграл чемпионат СССР (в 1980-1989 годах). И наши болельщики это вспоминают, говорят нам: «Вот, тогда "Енисей" десять лет подряд становился чемпионом страны, а вы пока только два раза подряд». А мы же хотим не отставать от нашего старшего поколения (с улыбкой), это нас мотивирует и двигает вперед.
- Прежде вашим основным соперником было московское «Динамо», которое вы дважды побеждали в финалах. Но в этом сезоне москвичи из-за тяжелой финансовой ситуации и ухода ряда ведущих игроков немного сдали позиции. Кто сейчас станет вашим главным конкурентом?
- Команды из Хабаровска, Иркутска, «Динамо», мы. Наверное, эта четверка команд немного сильнее остальных клубов. Жаль, конечно, что такая ситуация произошла с «Динамо», хотелось бы, чтобы в нашем чемпионате было больше команд, которые претендуют на золото. И «Динамо» надо обязательно сохранить, ведь история клуба - это такая большая история, это история всего нашего хоккея. Я в этой команде играл, мне сейчас неприятно, что все так происходит, что в Москве не могут найти деньги, чтобы поддержать клуб с такими традициями.
- Вы сказали о преемственности, а в чем же феномен «Енисея»? Ведь в последние годы появилось много новых и интересных видов спорта, выбор есть, а в Красноярске дети все идут и идут в хоккей с мячом?
- Наверное, дело в том, что в нашем городе очень любят хоккей с мячом, а наша команда из года в год старается показывать игру хорошего уровня. Игру, которая интересна и болельщикам, и детям. А ведь на трибуны приходят не только взрослые, но и семьями: с детьми, мамами, бабушками. В Красноярске особая культура боления, это всем нравится, и мы не можем опускаться ниже определенного уровня. Мы всегда играем на максимуме возможностей, это все видят, понимают и ценят. И ребята, которые приходят на стадион, смотрят на нас и хотят походить на нас, а мы стараемся этому соответствовать и помочь им вырасти в хороших хоккеистов. Думаю, наша команда - это локомотив, который подает пример и тянет всех вверх. Это все, думаю, заслуга Сергея Ивановича Ломанова, который сохраняет преемственность поколений и в работе с тренерами, и со школой. В нашем городе есть очень хорошие связи с первой командой: все хотят играть так же и стремятся к этому. И если у нас есть хороший пример, на него, наверное, надо равняться и другим регионам, чтобы наш хоккей развивался и выходил на новый уровень.
- «Енисей», безусловно, одна из визитных карточек Красноярска. А с чем еще у вас, коренного жителя, в первую очередь ассоциируется Красноярск?
- Красноярск... Для меня это «Енисей», Красноярская ГЭС, заповедник Столбы, (двукратный олимпийский чемпион по вольной борьбе) Иван Ярыгин. В нашем городе есть много хороших спортсменов: тот же мой папа, хоккеист Саша Семин, двукратный чемпион мира, с которым я хорошо знаком. Саша Третьяков, Женя Устюгов, Павел Ростовцев... Очень здорово, когда в городе есть спортсмены, на которых можно равняться. Потому что в обычной жизни мы видим очень много негатива, в основном по телевидению. Люди от этого отвлекаются и уходят в спорт. Это же здорово, когда у детей есть кумиры и они хотят походить на них.
- Вас можно назвать одним из популярных людей Красноярска?
- Не буду лукавить, но меня в городе узнают везде (с улыбкой). Хорошо знают и очень доброжелательно относятся - подходят, говорят добрые слова, желают удачи. Бывает, что просят автографы - я к этому отношусь нормально. Но я не публичный человек, я не люблю куда-то ходить, мне не нравится повышенное внимание. Стараюсь больше находиться в домашнем кругу - семья для меня самое главное. Живу практически по одному маршруту: дом, стадион, аэропорт, гостиница, стадион, аэропорт, дом, стадион...
- Сергей, вы выиграли все, что можно, забили огромное количество потрясающе красивых, важных, победных мячей. Как вы сейчас, в 35 лет находите мотивацию, чтобы продолжать играть, когда тяжело, когда вас как лидера команды бьют, и вы знаете, что вас будут бить в первую очередь? Конечно же, я ни в коем случае не призываю вас закончить...
- Я вас понимаю (с улыбкой). Не знаю, возможно, у меня такое призвание - играть в хоккей и постоянно идти вперед, не останавливаясь. Наверное, так меня воспитали родители. Хоккей для меня - не просто работа: пришел на тренировку, отработал два часа и забыл об этом, это моя жизнь, мое призвание, и я до сих пор получаю удовольствие от того, что делаю. Конечно, это очень тяжело и иногда перед началом сезона ты себя перебарываешь, говоря, что надо, по две тренировки в день, устаешь и думаешь: е-мое, зачем мне все это нужно? А потом, когда проходит предсезонка и начинаются игры, появляются приятные игровые моменты (с улыбкой) и ты ловишь себя на мысли - какой же это кайф. Как и новые встречи с друзьями по команде, общение в коллективе - трудно сейчас передать словами, что я чувствую в эти эпизоды (с улыбкой). И почему я до сих пор нахожу мотивацию... Не хочу, чтобы кто-то, когда-нибудь пришедший на стадион, сказал: «Вот вы говорили - Сергей Ломанов, Сергей Ломанов, великий игрок, а я пришел и увидел: это совсем не то, что я ожидал». Знают, что есть такой игрок, а ты в это время начинаешь «дурака валять». Поэтому всегда стараюсь не опуститься ниже своего уровня, к которому все привыкли и которого от меня ждут. Планку надо держать всегда, даже на тренировках, потому что партнеры на тебя постоянно смотрят. И Сергей Иванович (Ломанов-старший) постоянно от нас этого требует.
И мне нравится то, что я делаю, нравится играть и выигрывать, выигрывать, выигрывать (с улыбкой). Я получаю кайф от побед, мне до сих пор нравится мандраж перед важными матчами: когда он еще есть, ты думаешь, тебе еще играть и играть. А когда тебе уже без разницы, какой матч или турнир тебя ждет, лучше, наверное, заканчивать. Чтобы не мучить ни себя, ни других. Пока у меня еще получается играть.
- Вы в последние годы изменили манеру. Вам сейчас больше по душе уже не забивать, а вести игру и помогать это делать партнерам?
- Когда я был молодой, горячий, голодный до голов, мне действительно хотелось забивать и забивать, побивать все возможные рекорды. Бегал тогда, как сумасшедший - скорость была очень высокой, и делал много лишнего. Сейчас с опытом пришло другое понимание игры. Иногда лучше занять правильную позицию, когда примерно понимаешь, как пойдет атака, где она может закончиться, куда может попасть мяч, и ты уже встречаешь его именно на этой позиции. И все дается намного легче, а количество голов получается примерно таким же. И постоянно анализируешь свою игру: что-то уже наскучивает и хочется привнести нечто новое в игру команды. И уже начинаешь получать удовольствие от хорошего паса, неожиданного изменения хода атаки. Я не меньше радуюсь хорошему результативному пасу, чем забитому мячу. Папа мой ведь в атаке тоже сначала начинал с правого фланга, а когда повзрослел, его уже перевели на место ближе к центру атаки. И у него уже были партнеры слева и справа, которых он снабжал передачами. То же самое сейчас он требует от меня в «Енисее», соблюдая хорошие стороны преемственности поколений. И мне нравится, что у меня есть партнеры также слева и справа, которые нуждается в моих передачах. И если у них хорошо получается игра, значит, и я действую неплохо. Сейчас я могу меньше бегать, но не менее полезен команде, чем раньше.
- В Красноярске есть много болельщиков, которые видели игру и вашего папы, и вашу. Волей-неволей сравнивают, что говорят вам?
- Если раньше нас сравнивали и яростно спорили о том, кто лучше, то сейчас уже большинство относятся уважительно. Говорят, что достоин своего родителя. Наверное, так и есть - им виднее (смеется). И Сергей Сергеевич уже называют, и мне приятно, что я не подвел своего отца, тоже выбрав хоккей с мячом. Раньше ведь было много досужих разговоров, и в первый свой сезон в «Енисее» я даже взял семнадцатый номер. Папа тогда мне сказал: «Ты пока еще не достоин седьмого номера Ломанова». И только когда я отыграл первый сезон, я его спросил: «Можно мне "семерку" взять». И он ответил: «Ладно, бери. Но ты понимаешь, какая теперь у тебя будет ответственность?» Я сказал: «Да, понимаю».
Может быть, это меня и закалило в дальнейшем, я стал еще сильнее, стараясь доказать, что не боюсь каких-то сложностей и сравнений. Мне нравится преодолевать трудности и мне тогда это очень помогло, когда в мои молодые годы было много разных высказываний и разговоров. Не всегда приятных. Я тогда просто работал над собой и двигался дальше.
- А когда Сергей Иванович вам сказал: «Сергей, теперь ты состоялся как игрок, я могу быть спокоен за нашу фамилию»?
- Наверное, когда я пришел в «Енисей»после московского «Динамо» (в 2008 году). Папа меня очень редко хвалил, такие его слова дорогого стоят. Наверное, он понимал, что если он такое скажет, я все равно не остановлюсь и буду двигаться дальше. На меня это никак не влияет, я же вижу, что у нас есть игроки и в хоккее, и в шайбе, которые раз сверкнут, на этом останавливаются и довольствуются этим. Это не про меня, для меня важен конечный результат, я сам понимаю, хорошо сыграл или плохо.
- После завершения карьеры вы видите себя в хоккее или займетесь чем-то другим?
- Мне очень интересно работать с молодыми ребятами, что-то им подсказывать и объяснять, как лучше сделать то или иное упражнение. Моему сыну скоро будет пять лет, он потихоньку тренируется, и я ему что-то уже подсказываю. Мне это нравится, и я хотел бы для начала побыть детским тренером, а потом посмотрим, как все пойдет. Не все же даже хорошие хоккеисты могут быть успешными главными тренерами команд. Будем аккуратно к этому подходить, посмотрим, что из этого выйдет. А так... я в дальнейшем вижу себя в хоккее с мячом.
Подпишитесь: