Красноярск: пробки 1
Природный парк - сложная структура

Природный парк - сложная структура

В этом году природному парку "Ергаки" исполнилось 10 лет. В юбилейные даты принято подводить итоги - о том, какая работа уже проделана в особо охраняемой природной территории, и о том, что еще предстоит сделать, 1-LINE рассказывает Игорь Грязин, директор Дирекции природного парка «Ергаки».

- Игорь Валентинович, какие задачи, стоящие перед дирекцией парка, вы бы обозначили как наиболее важные?

- Главной нашей задачей всегда было сохранение природного комплекса "Ергаки" в первозданном виде, хотя и поток туристов огромен — порядка 85 тысяч в год, и на трассе М-54, проходящей через парк, идет постоянное и интенсивное движение, и строительство ведется в рамках схемы планирования. Я считаю, что, несмотря на это, нам удается выполнять эту задачу.

- Как в парке организована охрана заповедной территории?

- Это постоянное патрулирование, пресечение незаконных рубок и возведения самовольных сооружений, антибраконьерские рейды, поиск петель — мы оперативно реагируем на любую информацию.

Кстати, с каждым годом браконьеров становится меньше. Если в 2011-2012 годах по нашим сообщениям возбуждали несколько уголовных дел, то последние 2 года таких случаев нет: охрана территории у нас надлежащим образом поставлена, и мы жестко пресекаем все виды браконьерства. Конечно, нужно работать и дальше в этом направлении. В этом году наш отдел охраны увеличился на 10 человек. Это огромное подспорье для нас: раньше ребята на таежных кордонах с риском для жизни дежурили по одному. На патрулирование ходили зачастую очень маленькими группами, что очень опасно. Сейчас мы можем контролировать больше точек.

- Привлекаете ли вы, как и ранее, к уборке территории волонтерские отряды?

- Международный волонтерский лагерь в "Ергаках" стал традиционным. Мы второй год подряд побеждаем во всероссийском конкурсе волонтерских движений. В наступившем году планируем вместе с волонтерами продолжить обустройство тропы на озеро Радужное. Обязательная работа — и уборка мусора на посещаемых маршрутах.

Это уже норма, рутина. И тех мусорных гор, которые были в парке вначале, уже нет: мы контролируем ситуацию. Конечно, вывозить мусор с озера Художников, или со Светлого, или даже с Радужного довольно тяжело, но в целом мы с этим справляемся.

Наши рейдовые группы или патруль тоже убирают территорию. Но, к сожалению, это Сизифов труд. Иногда приходится сталкиваться с настоящим вандализмом: остатки еды, бутылки, бычки, мелкий мусор, конфетные обертки туристы постоянно бросают себе под ноги. Это, помимо прочего, просто режет глаз - абсолютный диссонанс с великолепной природой.

Я сам лично, когда хожу с проверкой по территории, убираю мусор. У меня два обязательных длительных рейда каждый год: перед началом летнего туристического сезона, во второй половине июня, я прохожу маршрутом Радужное - Каровое - Художников – Светлое. Затем Каменный город. Второй рейд — осенью, в середине сентября, когда закрывается сезон. Обычно это занимает 3-5 дней. И, конечно, постоянное нахождение в парке. Контроль, контроль и еще раз контроль, как залог успеха.

Самый плотный туристический поток - это, конечно, июль, самое напряженное для нас время. Беру пакет, собираю мусор - по-другому никак . Инспекторы - тоже.

И НАУКА, И ТУРИЗМ

- Что включает в себя туристическая инфраструктура "Ергаков"?

- На территории парка сейчас действуют 9 туристических баз. Самые крупные - частные. Что касается инфраструктуры, то акцент мы делаем на элементах, которые защищают природный комплекс от деградации, неизбежной при огромном потоке туристов. Это экологические тропы, места для отдыха, пикниковые точки. Понятно, что у нас есть и крупные объекты: Визит-центр, кордоны Тушканчик, Таловка и другие - достаточно большое количество сооружений. Есть свой научный стационар.

Разумеется, это и объекты для горнолыжного туризма. У нас в парке 4 действующих базы: "Ергаки", "Снежная", "Звездный", "Горная Оя" - с горнолыжными склонами и оборудованием для катания на горных лыжах и сноубордах. Популярность этого направления растет, но, к сожалению, пока, в отличие от других крупных курортов, у нас нет канатно-кресельной дороги, только бугельные подъемники. Но, думаю, с ростом интереса у туристов появится прибыль, а с ней — и канатно-кресельные дороги хорошего уровня.

В проекте - создать свой собственный горнолыжный склон дирекции парка, оборудовать его. В этом направлении идет работа. Думаю, он появится в течение 2-3 лет. Проект мы задумали как социальный, чтобы у местных жителей была возможность кататься за умеренную плату.

- Что такое экологические тропы и для чего они нужны?

- Вообще такому явлению, как экологические тропы, более 100 лет. К примеру, одна из них, в Северной Америке, создана в конце 19-го века и строится до сих пор: сейчас ее длина составляет порядка 3 тысяч километров.

Если речь о собственно обустройстве, то экологическая тропа обязательно должна иметь твердое покрытие: это может быть щебенка, деревянный настил, как у нас, какой-либо еще материал — главное, чтобы он выдерживал большой поток туристов. Цель создания экологических троп — локализовать турпоток в рамках определенного числа маршрутов, которые можно контролировать.

Может, видели, как небольшая поначалу тропиночка расползается на несколько метров и со временем превращается в овраг? А мы стремимся предотвратить подобное расползание. Это необходимо для спасения нашего природного богатства. Понятно, что на экологической тропе в идеале должны быть места отдыха, хотя бы в начале маршрута, пикниковые точки, оборудованные кострища, информационные стенды. Этим мы сейчас интенсивно занимаемся. В прошлом году обустроили 3 километра экологических троп. Но если говорить о потребностях, общая длина экологических троп на всей территории парка должна быть около 162 км, и в идеале их все нужно оборудовать тропиночным полотном и закольцевать маршруты. Но сейчас необходимо обустроить наиболее посещаемые маршруты озеро Радужное – водопад Мрасморный - озеро Светлое — урочище Тушканчик. Это порядка 20-25 км. Когда мы завершим эту работу, парк с точки зрения обустройства будет на мировом уровне.

- Какие наиболее интересные для туристов природные объекты вы бы отметили?

- Я бы упомянул Висячий камень рядом с озерами Радужным и Каровым, хребет Спящий Саян. Много туристов идет в Каменный город. Очень интересное место - озеро Светлое и его окрестности. На водопад Мраморный ходит много народу. Араданский хребет - менее посещаемый. Мы туда не собираемся строить экологические тропы - он останется диким местом.

- На какой уровень физической подготовки рассчитаны ваши маршруты?

- Если говорить об уже обустроенных тропах, по ним может пройти человек с любым уровнем подготовки. Есть разница: идти по непролазной тайге или по дороге с твердым покрытием. Вообще, туристы нам очень благодарны: они помнят, как было до обустройства.

- Вы упомянули о работе научного центра в парке. Расскажите об этом подробнее.

- Наукой занимаются несколько наших сотрудников, в том числе и я. У нас есть свои зоолог, ботаник, почвовед. Без ученых парк не сможет развиваться. Если говорить об уровне, то на нашем счету несколько публикаций, серьезные исследования по самым разным направлениям.

КОНФЛИКТ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

- Парк активно развивается, и вы решаете взаимоисключающие задачи — привлечь туристов и сохранить природу...

- Точнее — создать условия для регулируемого туризма. А конфликт, ну или противоречие, конечно же, есть. Но в том и состоит сверхзадача, чтобы из этого конфликта выйти с честью. И в этом — вся соль работы природного парка, которую многие недопонимают. Иногда задают вопрос: а для чего нужен природный парк? Если бы у "Ергаков" не было такого статуса, буквально за месяц была бы замусорена вся территория вдоль федеральной трассы. Затем мусор расползается дальше, и через 1-2 года территорию, "освоенну" туристами, будет не узнать - в самом негативном смысле.

Отсутствие контроля хозяйственной деятельности приведет к самовольному строительству, начнутся вырубки вдоль трассы, бесконтрольная рыбалка, охота. Можете себе представить, что при таком огромном потоке туристов произойдет в течение буквально 2-3 лет? А в итоге и сами туристы потеряют к парку интерес.

Но здесь еще один момент, который мы серьезно пока не анализируем и которому не даем оценку. По мере увеличения туристического потока количество кафе, магазинов, киосков и т. д. в рядом находящихся с парком населенных пунктах, растет. Только на объектах инфраструктуры внутри парка сейчас работают порядка 400 человек — а тут и новые рабочие места появляются. То есть этот туризм в парк "Ергаки" начинает "кормить" весь Ермаковский район.

Поэтому когда мы рассуждаем, надо ли создавать такого рода объекты, как наш парк, вкладывать деньги в обустройство, я твердо говорю: это просто необходимо! Но делать это надо на очень серьезном уровне, ни в коем случае нельзя занижать планку.

К нам уже сейчас приезжает множество гостей с Алтая, из Бурятии, Омска, Камчатки, Новосибирска перенимать опыт. В отличие от других ООПТ, у нас сразу были приняты правильные решения в плане нормативного регулирования: не только положение о парке, но и один из самых главных документов — схема территориального планирования, разработанная институтом "Красноярскгражданпроект" и принятая правительством края в 2010 году. На схеме четко определены те инвестиционные площадки, где можно вести строительство. И мы, Дирекция парка, отслеживаем, чтобы не было какого-либо строительства вне инвестиционных площадок.

- Интересуется ли молодежь жизнью природного парка?

- Стараясь привлечь молодых людей к участию в жизни "Ергаков", мы в первую очередь обращаемся к школьникам. Но работаем и с дошкольниками. У нас есть просветительский цикл для детских садов. Мы проводим детские праздники, связанные с природным комплексом "Ергаки", конкурсы рисунков, разработали акцию "Экологический автобус". Работает у нас клуб "Жарки", организованный совместно с Всемирным фондом охраны природы. В "Жарках" занимаются ребята из двух школ Ермаковского района.

Совместно с клубом "Жарки" и Ассоциаций заповедников и национальных парков Алтае-Саянского экорегиона проводим акцию "Не хотим жить на свалке". Суть ее заключается в том , что дети под руководством госинспектора с помощью GPS на карте района помечают все точки несанкционированных свалок. Потом мы оформляем официальную жалобу в прокуратуру и в администрацию Ермаковского района - ее подписываю я, как директор, прикладываем фотографии, карты с обозначением всех точек несанкционированных свалок, - и ждем официального ответа. Я хочу сказать, что три свалки после нашего обращения были ликвидированы. Детей же не подкупишь, свалку видят - тут же зафиксировали. Сейчас есть желание акцию расширить, возможно, задействовать и территорию Алтая, Хакасии через Ассоциацию заповедников и национальных парков Алтае-Саянского экорегиона, исполнительным директором которой я являюсь.

Думаю, вы поняли, что парк — это сложная структура, включающая разные виды деятельности. Лично для меня он значим не просто как туристический центр. Главное — сохранить природу. И мне важно, что это зависит от наших личных усилий, от нашей работы.

Ирина Егорова

Фото автора

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: