Владимир Степанович Топилин — писатель из Минусинска Красноярского края. Он пишет о сибиряках и истории Сибири: раскулачивание, репрессии, золотоискатели, первопроходцы, старообрядцы.
Высоко оценил самобытный талант Владимира Топилина известный критик Александр Трапезников в «Литературной России» за 21 марта 2008 года. Он стал победителем в ежегодном конкурсе «Человек года-2007», ему присужден специальный диплом «За мужество и силу духа». По итогам краевого молодёжного конкурса «Народный герой объединенного Красноярского края-2008», в котором Владимир набрал наибольшее число голосов, ему присвоено почётное звание, вручены Диплом и Знак, имя занесено в Книгу народных героев края. В 2020 году он получил Третью Национальную литературную премию имени Валентина Распутина за книгу «Когда цветут эдельвейсы».
Владимир Топилин поделился с корреспондентом 1-LINE своей историей, трудностями и успехами и своим взглядом на творчество.
— Когда вы начали писать? Можете рассказать про первый опыт в писательстве?
— Писать я начал достаточно поздно, в тот момент, когда появилось свободное время. Этому предшествовал неприятный и трагический для меня случай: в 29 лет я упал с высоты. В результате — перелом шейных позвонков и инвалидная коляска. Тогда я вспомнил о своих детских дневничках. С тех пор я начал писать: сначала небольшие рассказы, про то, что окружало меня, рассказывали соседи и старожилы, про походы в лес.
Тяга к письму у меня была с детства — с тех пор как меня матушка научила писать и читать. Я писал небольшие заметочки о том, что происходило вокруг меня, небольшие забавные истории о походах в тайгу. Из этого получились мои первые повести и романы.
Опыт нарабатывался с годами. Первое время это была топорная работа. Не все сразу становятся профессионалами.
— Насколько я знаю, вы родились в посёлке Чибижек Курагинского района, который окружён лесом. Такая близость к природе повлияла на вас и ваше творчество? Каким образом?
— Я бы сказал, что желание писать было заложено во мне. Это была некая предрасположенность.
Тайга, которая начиналась прямо за огородом, и глубинка были неким подспорьем в этом деле. Повлияла тем, что то, случаи, о которых я пишу, вряд ли могли произойти где-то в черте города.
— Сюжеты ваших книг выдуманы или это реальные истории?
— Все мои сюжеты, романы и повести основаны на реальных событиях: кто-то рассказал, где-то я сам наблюдал. Однако и не без добавления художественного словца. Кто будет читать документальную книгу, где описаны только исторические факты? Единицы. Художественная же мысль рассчитана на широкого читателя. Как говорят мои земляки иногда, когда я приезжаю в родной Чибижек: «Ну ты, Вовка, и выдумал!»(смеётся).
— Расскажите, о чём ваши книги для вас самого? Почему вы выбрали писать именно такие сюжеты?
— Это для меня родное: окружающий мир, природа, Сибирь, люди. Всё это настолько близко, одухотворённо, что не писать об этом было бы невозможно. Я, как человек искусства, как я про себя говорю «бумагомаратель», иначе быть не могло, потому что мне это близко и знакомо. Как человек может писать о том, чего не знает? Некоторые именитые писатели из крупных городов пишут такую белиберду про Сибирь, что просто распирает смех.
Для меня мои книги — дух, находка, воплощение жизни. Я, находясь сейчас в инвалидном кресле, нужен людям. В этом я нашёл себя и чувствую, что жизнь проживается не зря.
— То есть писательство для вас — это больше дело души и хобби или всё же работа?
— Для меня это, конечно, работа. Мой день — обычный рабочий день: встаёшь в 6-7 утра, сделал зарядку, позавтракал и садишься писать. Пишу немного: 2-3 страницы в день, как получается. Я работаю для людей и если бы мои книги не читали, я бы не писал.
— Чем вы занимаетесь помимо написания книг?
— У меня год разбит на два периода. Первый — зимний. Там я пишу и активно работаю над произведениями. В летний период я в разъездах по Красноярскому краю и не только. Езжу также по другим регионам: Томская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Алтайский край, Иркутская область. Там я встречаюсь с читателями, собираю материал. В этом году провёл 80 встреч, половина из них в новых мечтах. Это помогает расширить круг читателей.
— И что вам говорят читатели?
— В основном говорят: «Пиши побольше» и «Когда выйдет новая книга?». А я говорю: «Не делите шкуру неубитого медведя»(смеётся). Написать книгу — это не вагон угля разгрузить. Никогда не знаешь, что будет и куда повернёт мысль.
— Когда вы начали публиковать книги?
— Первые книги начали публиковаться в 1999 году. В 1998 году я написал рукопись, а уже в следующем году моя тётушка Светлана Матвеевна поехала в Красноярск, где её подруга — корреспондент Татьяна Попова забрала написанное и передала знакомому в издательство «Буква С».
Этот издатель — Анатолий Статейнов — начал печатать мои работы, печатал в небольших сборниках, искал спонсоров. За это ему огромное спасибо. Он меня нашёл и он меня выдвинул.
— В дальнейшем было сложно добиться публикации?
— Да. Это очень сложно, потому что всё упирается в деньги. Я часто провожу встречи с читателями и многие из них — творческие люди, которые пишут стихи и прозу, но не могут выйти, потому что не хватает денег. Книгоиздание сейчас — очень дорогое удовольствие.
— Сколько же стоит напечатать книгу?
— Например, вы написали повесть страничек 150-200, отдали в типографию, там её сверстали и вам говорят сумму: за тираж в 100 экземпляров попросят как раз около 100 тысяч рублей. Для людей это большие деньги и каждый ищет свой способ: работает, ищет спонсоров. Есть даже люди, которые пытаются отложить на издание книги с пенсии. Это очень печально.
— Как же у вас получается издавать книги?
— Мне тоже было сложно. Как уже говорилось, я работал с Анатолием Статейновым, который помогал искать спонсоров и издаваться хотя бы в сборниках. Книги выходили небольшими тиражами в 100-300 экземпляров. Продолжения моей истории не было бы если бы не ещё один хороший человек — Анатолий Глимозенко. Он прочитал мои истории и вдруг решил мне помочь. Он собрал команду по изданию и переизданию с художником, оформителем, редактором и корректором. Мои сюжеты начали появляться в зеленой обложке и твёрдом переплёте: своеобразное подарочное издание.
Я говорил: «Может помягче обложку, да бумагу газетную, помельче шрифт», а мне ответили, что мои книги читаемы и будут издаваться так.
— Работаете сейчас над чем-то новым? Если да, то приоткроете завесу тайны?
— Работаю, конечно, ведь сейчас как раз зима. Но пока ничего сказать не могу. Всему своё время. Не знаю, какой получится книга, поэтому даже название сейчас сказать не могу. Вы всё узнаете как только выйдет книга.
Если вы хотите первыми узнать об этом, то заходите в мои группы «Писатель Владимир Топилин» во Вконтакте и в Telegram. На прощание скажу свою любимую фразу, которой обычно завершаю встречи с читателями: «Не читайте книг Владимира Топилина — подсядете!»