Экономический кризис и добавившаяся к нему пандемия коснулись всех сфер жизни человека. О том, как переживают кризис учреждения образования и культуры, возможно ли общение с искусством на расстоянии и как жизнь онлайн повлияет на сферу культуры, рассказала эксперт Красноярского краевого фонда науки, ректор Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, доктор искусствоведения Марина Москалюк.
- Марина Валентиновна, к начавшемуся экономическому кризису добавилась пандемия. В непростой ситуации оказались не только экономика и здравоохранение, но и все сферы жизни человека. С какими рисками и трудностями столкнулись учреждения культуры и образования?
- Учреждения культуры и образования переживают трудные времена вместе со всеми. Этот трудный период для всех нас – своеобразная проверка на прочность: как отлажено управление, как быстро сумела вся система перейти в совершенно новых условиях в рабочее состояние, как быстро сориентировались сотрудники, сорганизовались в единую команду. Ведь только в команде можно решить неординарные проблемы, которые ставит перед нами современность. И всё это касается любой организации, не только культурной или образовательной. Конечно, у нас есть и свои специфические и очень серьёзные проблемы, потому что культура и искусство – это сфера духовного мира человека, и работать с чувствами, эмоциями, душевным миром человека на расстоянии – это вызов, с которым мы раньше не сталкивались.
- Вам как ректору Сибирского государственного института искусств пришлось столкнуться с необходимостью экстренного перехода на новые формы обучения. Была ли система образования готова к такому шагу, ведь о развитии дистанционных форм обучения речь идёт давно?
- Безусловно, переход на дистанционное обучение, применение новых технологий и форм обучения – это проблема, которая обсуждается в мировом образовательном сообществе уже не менее 10 лет. И в системе дистанционного обучения, как и в любой системе, есть свои плюсы и минусы. Прошло чуть меньше месяца, как Институт искусств перешёл на дистанционное обучение, и могу сказать, что, в целом, я довольна результатом. Конечно, это не стопроцентный успех, но с основными задачами мы справились. Многие преподаватели (конечно, это касается, в первую очередь, теоретических дисциплин) сразу смогли перейти на электронную платформу. Гораздо сложнее было организовать работу с индивидуальными дисциплинами. Но, тем не менее, сегодня налажена и эта работа: она проводится в режиме аудио или видео. Примерно 90 % дисциплин нашего учебного плана с большими или меньшими потерями включены в систему дистанционного образования.
Но есть в нашем вузе, действительно, такие специальности, которые просто невозможно перевести в дистанционную форму. Например, артист хора должен слышать себя одновременно с 60 людьми, а дирижёр непременно должен видеть весь этот хор. Симфонический, духовой, народный оркестр, многие предметы на художественных факультетах - существует целый ряд таких дисциплин, для которых дистанционка просто невозможна, что подтверждается государственными образовательными стандартами. Но большой шаг в направлении дистанционного образования нами сделан, и сейчас мы продолжаем работу, пытаемся совершенствоваться с каждым днем.
- Как вы считаете, после снятия ограничений останутся ли новые формы обучения в практике педагогов?
- Дистанционное обучение – это не только требование самоизоляции, но и знак современности. И большая часть работы преподавателя, действительно, может быть переведена в электронную форму. В этом режиме проще всего организовать проверку самостоятельных теоретических работ, руководить проектной деятельностью, выдавать материал, указывая активные ссылки на достойные образовательные ресурсы. Интернет даёт целый ряд уникальных инструментов. Многие лекции могут быть осуществлены в форме видеозаписи. И будет гораздо эффективнее, если, уже просмотрев их, студент будет готов обсуждать наиболее важные моменты очно.
Задачу освоения новых форм обучения поставила перед нами не пандемия. Дело в том, что наш вуз входит в национальный проект «Творческие люди», один из параметров которого – дистанционное обучение. В рамках проекта планируется разработка уникальных курсов ведущими профессорами с видеолекциями, дополнительными материалами, тестовым режимом онлайн-проверки выполнения заданий. При успешной реализации проекта лекции необыкновенно талантливых и уникальных педагогов можно будет прослушать и далеко за пределами нашего города. Пандемия лишь подчеркнула актуальность проекта и ускорила процесс.
Мне кажется, сегодняшний уровень вынужденного перехода во всемирную паутину, действительно, показывает её плюсы, и отрицать их – непродуктивно, неправильно. Но есть целый ряд моментов, которые можно передать только от мастера ученику. Недаром во всех культурах есть поговорки сродни нашей: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Художнику лучше один раз мазок показать на холсте, чем сто раз объяснять его устно. Вербальный язык и язык музыки не соотносимы друг с другом. Это разное кодирование информации, эмоции, чувства. И когда мы переводим вербально какие-то вещи, то делаем это с огромными потерями. А иначе не нужно было бы до сегодняшнего дня изобразительное, музыкальное искусство. Они возможны только от сердца к сердцу – от человека к человеку. Так было в первобытном обществе, и так останется в будущем, я в этом просто уверена.
- Безусловно, экран смартфона не может заменить живого общения с произведениями искусств. Но создаётся впечатление, что карантинные меры стали толчком для развития новых форм общения с посетителями. Может ли идти речь о рождении новых форм взаимодействия с аудиторией?
- Вопрос был для меня актуальным задолго до пандемии. Работая в разных областях искусства, я всё время задавалась вопросом: зачем сегодня нужен музей, если всю его коллекцию можно посмотреть на сайте, и даже растянуть фрагмент полотна, чтобы увидеть детали? Зачем нужно идти на симфонический концерт, если можно прослушать онлайн-трансляцию самых великих коллективов? Вообще, как будет жить искусство в эпоху его тотальной воспроизводимости? Этот вопрос обнажился не сегодня. Для искусства и для теоретиков искусства это давнишняя проблема. Когда завершится сегодняшняя ситуация, когда будет выбор: общаться с искусством напрямую или через электронное воспроизведение, пойдёт ли зритель, слушатель в зал? Для меня ответ очевиден: да, пойдёт и с ещё большей степенью востребованности.
Конечно же, новые формы будут переосмысливаться, развиваться, будут существовать. Но в чём проблема общения с искусством на расстоянии? Один из любимых мной искусствоведов Ганс Зельдмайер в книге «Искусство и истина» ещё в середине 20 века говорил о том, что к произведению искусства надо подходить со снятой шляпой. Когда мы общаемся с произведением искусства через компьютер, то можем быть в домашних тапочках, лежать на диване и прикусывать сладкую булочку. Получается, не мы приходим к искусству, а оно приходит к нам в дом. Между тем, когда мы приходим в гости, то ведём себя в соответствии с целым рядом требований. Для нас это исключительный случай, наши чувства напряжены, и мы в этот период тех, с кем общаемся, воспринимаем полноценно, всеми нашими чувствами. Ни одна онлайн-трансляция не позволит нам воспринимать всё с такой полнотой. Мы не готовимся к онлайн-транслации так, как к походу в зал. Поэтому вся работа онлайн-инструментов с произведениями искусства должна быть направлена на то, чтобы потом помочь увидеть, услышать подлинник лично, ведь настоящее общение с искусством - это только прямой диалог. Я могу прочитать все рецензии на «Братьев Карамазовых» Достоевского, посмотреть фильм, прочитать отрывки – но Достоевский не станет моим Достоевским, пока я не возьму эту книгу и не прочитаю её сама. Спорить можно только с подлинным Достоевским, а не с какой-то рецензией на него или с пересказом, они лишь помогают определить свою позицию. Воспринимать «Возвращение блудного сына» Рембрандта я могу только – глаза в глаза. Другое дело, что мы должны понимать: Интернет - инструмент, который очень многим может помочь: заинтересовать и подготовить к восприятию подлинника.
- В условиях экономического кризиса сфера культуры традиционно оказывается одной из самых уязвимых. Какие шаги нужно предпринять представителям этой сферы, чтобы справиться с трудностями?
- Мы так же, как и учреждения искусства, оказались в критической экономической ситуации, ведь наш внебюджетный источник финансирования был связан и с концертами, и с дополнительным образованием, с лабораторией «ArtLab». А с этим источником финансирования связана зарплата многих людей нашего вуза. Это серьёзная и сложная ситуация. Что делать? Как только будут сняты ограничения, конечно же, нам придётся навёрстывать упущенное, усиливать плотность концертных графиков, искать новые формы подачи материала. Но сейчас, действительно, сфера искусства и культуры оказалась одной из самых уязвимых наряду со многими предприятиями малого бизнеса. Потом за счёт очень серьёзной интенсификации труда, наверное, какие-то моменты можно будет сгладить, но в целом, без господдержки я не вижу возможностей выхода.
- Кризис принято воспринимать как сложный период, связанный с отрицательными событиями и эмоциями. Но ведь выход из него часто является новым витком в развитии. Можно ли говорить о положительных эффектах кризиса в сфере культуры?
- Именно сейчас мы понимаем, как важно человеческое общение. Совместное решение глобальных проблем объединяет и государства, и простых людей. Кроме того, карантин выявил очень многое. Я как руководитель теперь вижу, кто на что способен. Если в чём-то я сомневалась, то сейчас получила точный ответ: все наши действия стали яркими и выпуклыми. Ещё один плюс: хоть мы и остались в информационном поле благодаря Интернету, но многие получили возможность сконцентрироваться и отойти от информационного шума: обратить внимание на то, на что раньше не обращали, позвонить тем, кому давно не звонили. Не бояться раскрыть в себе творческого человека, петь, танцевать в своей комнате, пусть не для всех, но для себя самих, будить в себе человеческое – это плюс, который нам позволило сегодня невольное затворничество. Это очень важно, я надеюсь, что человечество из этого кризиса выйдет чуть-чуть добрее и умнее.
- В период самоизоляции нагрузка на всемирную паутину приходится максимальная: Интернет становится окном в мир. Какие ресурсы Вы бы посоветовали тем, кто не имеет возможности выхода из дома, чтобы провести время с пользой, не ограничиваясь просмотром фильмов?
- Есть масса ресурсов, которые ещё до пандемии приносили мне настоящее удовольствие. Конечно, это знаменитый «Арзамас» (
https://arzamas.academy/), который давным-давно работает. Мне очень нравится наш местный ресурс «Культура 24» (
http://cultura24.ru/ ), где работает замечательная творческая команда и можно увидеть много интересного. Безусловно, «Культура.РФ» (
https://www.culture.ru/). Если кто-то ещё на эти ресурсы не заходил, он многое потерял, и нужно торопиться познакомиться с ними, пока пандемия не завершилась.