Василий Моргун раскритиковал краевую стратегию развития экономики до 2018 года.
Вопреки ожиданиям, депутаты Заксобрания и эксперты оказались не в восторге от презентованного правительством документа.
Накануне совещания по проекту Стратегии спикер краевого парламента Александр Усс назвал его интеллектуальным штурмом и поставил задачу сделать представленный документ "максимально выверенным к тому моменту, когда он официально поступит в Законодательное Собрание края".
Премьер-министр правительства края Виктор Томенко напомнил, что Стратегия составлена коллективом Института экономики и организации промышленного производства СО РАН при участии экспертов Сибирского федерального университета и специалистов правительства края. Редакция от 16 мая 2013 года декларирует существенное наращивание экономического потенциала края за счет формирования новой экономической модели региона.
В частности, разработчики Стратегии обещают создание системы переработки добываемого сырья с акцентом на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Получит активное развитие сектор инновационных производств, а также повысится социальная и производственно-деловая привлекательность края.
Однако в итоге документ оказался невнятным и перегруженным графиками и понятными лишь специалистам выкладками. Депутаты и экспертное сообщество пришли к выводу, что Стратегия должна ставить конкретные, прозрачные и достижимые цели.
Своими впечатлениями от проекта Стратегии с редакцией PL поделился член Экспертного совета при ЗС края, директор Красноярского ЦСМ Василий Моргун.
СТРАТЕГИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ НАРОДНОЙ
В.М.: Стратегия должна быть интересна каждому жителю Красноярского края - вне зависимости от профессии, образования или места жительства и информировать население о перспективах развития региона, обеспечить активное участие гражданского общества в ее реализации.
Для этого необходимо убрать в приложении все цифры, выкладки и графики, которые понятны только для специалистов. Стратегия должна содержать простые и конкретные пункты: ГМО в край не допускаем, малокомплектные школы не закрываем, жилищно-коммунальные тарифы замораживаем, ферросплавный завод мы не строим.
Кроме того, Стратегию необходимо составлять с учетом не возможностей, а намерений власти решить ту или иную актуальную проблему. Например, Красноярский край по-прежнему лишен магистрального газа. Вот цель и обозначилась - газифицировать регион.
Еще одна актуальная проблема – неблагоприятная экологическая обстановка в краевом центре и в регионе. Давайте поставим цель - до 2020 года не размещать у себя никаких "грязных" производств первичной переработки сырья. Подобная постановка цели позволит привести власть и народ к взаимопониманию.
В Стратегии декларируется «устойчивое повышение качества жизни населения края на протяжении долгосрочного периода», а также создание условий для превращения региона в территорию комфортного проживания и ведения бизнеса.
Честно говоря, формальная декларация повышения благосостояния населения края является не целью, а государственным императивом. Заботиться о процветании региона необходимо всегда. Вот наступит 2020 год и что – мы прекратим эту работу?
В принципе, за реальную цель можно принять основной тренд Стратегии - постепенный уход от сырьевой направленности экономики. Но ближе к концу документа заявляется, что экономика обладает определенной инерционностью. То есть фактически к 2020 году мы можем остаться на "сырьевой игле".
На совещании я прямо спросил разработчиков: "Благосостояние населения не может быть целью. С "сырьевой иглы" мы не слезем. Так ответьте мне - в чем же цель Стратегии?" ...Они задумались.
Разработчики Стратегии обещают увеличить к 2020 году ВРП в 1.6-1.9 раза, нарастить ежегодную добычу нефти с текущих 20-25 до 40-45 миллионов тонн и поднять выпуск инновационной продукции до 10% в объемах промышленного производства. Однако в регионе по-прежнему наблюдается устойчивая деиндустриализация старопромышленных районов, прилегающих к Транссибирской магистрали, низкая доля производств глубокой переработки и недостаточный уровень развития инновационного предпринимательства.
ОТРАСЛЕВОЙ ПОДХОД
Василий Моргун уверен: развитие экономики невозможно вне рамок отраслевой модели, которая характеризуется развитой кооперацией крупных предприятий, субподрядчиков и прикладной науки. Именно на этом стыке рождаются и внедряются инновации. Но ключевой элемент экономического развития скрыт под расплывчатой формулировкой «малый и средний бизнес», полностью лишенной отраслевой классификации.
В.М.: В Стратегии имеется явное противоречие. Разработчики четко классифицируют крупные предприятия по отраслевому признаку: металлургия, лесопереработка, машиностроение. Однако на уровень ниже в Стратегии упоминается обезличенный «малый и средний бизнес». А ведь именно малые предприятия могут и должны обеспечивать импортозамещение и технический прогресс для крупных корпораций – но только при условии налаженной внутри- и межотраслевой кооперации.
В итоге Стратегия превратилась в экономическую феноменологию, которая местами переходит в экономическую схоластику. Самый яркий пример – раздел, посвященный развитию аграрно-промышленного комплекса. Сейчас он прописан плохо и невнятно.
Например, нам говорят, что "животноводство будет развиваться в крае с учетом климатических условий региона". Я спросил: "А что, есть варианты? Без учета климата животноводство у нас поперек будет развиваться?"
Еще хуже прописаны вопросы развития сельскохозяйственных перерабатывающих производств и торговля пищевой продукцией. Разработчики словно забыли, что в условиях ВТО основой процветания АПК любого государства является не само производство, а выход на рынки с конкурентоспособными ценами.
ПРО ЭКСПЕРТОВ ЗАБЫЛИ
Директор ЦСМ уверен: подобных «ляпов» и «проколов» удалось бы избежать, если бы новосибирские разработчики подробно проконсультировались у регионального экспертного сообщества.
В.М.: Еще при обсуждении самого первого варианта Стратегии развития региона я предложил разработчикам пообщаться с экспертами: Валерием Сергиенко, Юрием Абакумовым, Михаилом Васильевым, Андреем Карповом, и другими. Однако разработчики почему-то не вышли с нами на контакт, а заказчик не стал настаивать на проведении подобных консультаций и просто сказал – разработать Стратегию.
В итоге написали то, что смогли: длинный описательный документ, в котором не просматриваются реальные проблемы Красноярского края.
Справка PL: В рамках Стратегии основными приоритетами долгосрочного развития Красноярского края являются:
1) Рост доходов и уровня жизни жителей края
2) Доступность и высокое качество государственных и муниципальных услуг;
3) Улучшение жилищно-бытовых условий, повышение доступности жилья, обеспечение качественными коммунальными услугами и создание комфортных условий жизни;
4) Формирование условий по существенному укреплению и развитию человеческого потенциала края и переход на траекторию устойчивого демографического роста в регионе;
5) Рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности населения;
6) Формирование новой экономической модели путем поддержки и стимулирования размещения на территории края перерабатывающих производств,
7) Реализация кластерной политики и интеграции с другими отраслями
региональной экономики;
8) Индустриальное освоение отдаленных и северных территорий края и «реиндустриализация» на новом технологическом уровне старопромышленных районов;
9) Сглаживание диспропорций социального и экономического развития на территории края;
10) Формирование современной инновационной инфраструктуры, ориентация научно-технических разработок на перспективные направления развития современного общества;
11) Повышение конкурентоспособности красноярской продукции, мобильности населения и комфортности проживания на территории края;
12) стимулирование новых форм и механизмов активизации интеграционных связей Красноярского края с другими территориями азиатской части России.
Фото: Sobranie.info
Подпишитесь: