Генеральный консул Республики Польша в Иркутске Марек Зелиньски.
На XI Красноярском экономическом форуме поляки заявили о своей программе развития бизнес-отношений с Красноярским краем. Этот план включает в себя три миссии.
— Господин Марек, о каких трех миссиях идет речь?
— Первая и главная для всех, на уровне государства — миссия торговой палаты края. Встреча наших представителей запланирована на май 2014 года. В прошлом году она впервые прошла на территории края, в ней приняли участие 12 человек из Польши. Это были и крупные фармацевтические фирмы, и представитель польско-американского завода по производству вертолетов «Сикорский», и другие, более мелкие представительства. В этом году ожидаем примерно такое же количество участников.
— Новостью для Красноярского края стала презентация Поморского воеводства, которую представили на заседании торгово-промышленных палат России в рамках КЭФ. Расскажите подробнее, что представляет этот регион?
— Поморское воеводство заявило о желании приехать с миссией в Красноярск. Это регион развития, вы знаете. Он представляет портовую часть Польши. У них тесно налажено сотрудничество с Калининградской областью, анклавом России в Европе, потому что две территории являются соседями. Кроме того, воеводство сотрудничает со странами Европы, например Германией. Думаю, из встречи с другими российскими регионами может что-то получиться.
— Какой интерес представляет Красноярский край для Поморского воеводства?
— У них очень развита сервисная часть экономики, ИТ-технологии. Они знают, что здесь, в Сибири, большой инновационный потенциал. Тут хорошие вузы, например СФУ, развиваются технологические площадки. Кроме того, мы понимаем, что Красноярский край развивается за счет ресурсов. Сибирь — вообще интересное место. Будущее не только России, но и Европы зависит от того, как произойдет освоение всех богатств Сибири. Здесь очень много нужно сделать в плане инфраструктуры.
— С чем связана третья миссия польского бизнеса в Сибирь?
— В этом году крупные производители сельхозтехники заявили о желании организовать производство и продажу продукции на территории Сибири. Речь идет не только о Красноярском крае, но и о Хакасии. Мы знаем, что соседний регион активно развивает сельское хозяйство. Кроме того, мы хотели заявить в Сибири о миссии Силезии — воеводства на юге Польши, но не получилось.
— Вы можете привести удачные примеры совместных предприятий Польши и Сибири?
— Особых успехов в совместных фирмах нет. В основном предприятия используют только местную логистику, например «БЕЛЛА Сибирь». С большими трудностями идет строительство завода переработки древесины в Кемеровской области. Мы помогаем, но предприятие уже давно должно было прибыльно работать. Эффекта пока нет.
— Боятся ли польские предприниматели «заходить» в Красноярский край? Какие барьеры мешают продвижению отношений?
— Если рассматривать законодательство в России, то оно не отличается сильно от европейского. Проблема в соблюдении законов, как они работают. С этой точки зрения много препятствий, сдержек. Но основная проблема все-таки для польского предпринимателя — в расстоянии. Наш бизнес не такой мощный, как в Германии, нет поддержки государства. Можно получить здесь хорошую прибыль, но надо иметь так называемый ресурс своего государства. У немцев это есть. У них хорошая система страхования бизнеса. Если что-то получается не так, то государство приходит на помощь. В Польше такая помощь слабо развита. Есть крупная компания Hermes, которая страхует риски. В Европе наши фирмы работают, их немало. Но дальше заходить они боятся. Если что-то произойдет на расстоянии, им никто серьезно не поможет.
Расскажу конкретный пример. В прошлом году несколько человек хотели строить на территории Узбекистана фармацевтический завод. Когда их спросили, желали бы они построить предприятие в Сибири, они откровенно ответили. Здесь проблема с участками, предпринимателю нужно, чтобы земля находилась в его собственности. Если этого не будет, они боятся, что через два-три года скажут, это не их земля. Рейдерские захваты здесь, к сожалению, случаются.
— Вы довольны теми предложениями, которые услышали на КЭФ?
— Да, прозвучали довольно интересные предложения. Хорошо, что здесь стремятся к открытости территории Сибири для иностранных инвесторов.
Татьяна Сливницына
Подпишитесь: