В Красноярске для многих из тех, кто озабочен состоянием атмосферного воздуха в городе, газ – нечто вроде божества, с приходом которого на нашу землю наступит благодать. Все говорят о его экологических преимуществах в сравнении с твёрдым топливом, а недостатки и риски не видят или не хотят видеть. Об этих рисках в ходе экспертной дискуссии «Перспективы возобновляемой энергетики в Сибири» на Красноярском экономическом форуме рассказал основатель и бессменный руководитель Центра экологических инвестиций (АНО «ЦЭИ»), с 2016 года – Член Межведомственной рабочей группы по экономическим аспектам охраны окружающей среды и регулирования выбросов парниковых газов при Минэкономразвития России Михаил Юлкин.
- Надо внимательно смотреть, что происходит с климатом. Последний доклад Росгидромета показывает, что климат в России становится всё теплее. И особенно быстро это происходит в Арктике, где у нас как раз основные кладовые газа. Там происходит довольно быстрый процесс таяния вечной мерзлоты со всякими сопутствующими вещами вроде потери несущей способности грунтов, заболачивания территорий.
Поэтому в долгосрочной, а может быть даже в среднесрочной перспективе логистика, связанная с газом, может сильно осложниться, доступность месторождений будет сильно затруднена, и логистика, связанная с газотранспортной системой, - тоже… А если придётся дополнительно замораживать мерзлоту, чтобы она не потеряла несущую способность, газ будет стоить как чугунный мост. И не факт, что это будет самый надёжный источник энергоснабжения, учитывая всевозможные риски, как раз связанные с его доступностью и состоянием многолетнемёрзлых грунтов.
Насколько серьёзна эта угроза?
- Кое-какие оценки делали эксперты финансовой компании «Morgan Stanley», они посчитали, что 90-100% источников добычи газа у «Газпрома» - это как раз мерзлота, у «Новатэк» это 100%. Точно такая же неприятность касается и нефтедобычи. У многих компаний (той же «Роснефти» и «Лукойла») все перспективные месторождения расположены в Арктике. И уже в этом году президент «Лукойла» сказал, что они с большой вероятностью в ту сторону не пойдут просто потому, что там риски зашкаливают за разумные пределы.
У углеводородов только технологические риски с точки зрения доступности и доставки?
- Нет. Понятно, что нас в ближайшие 10-15 лет, ожидает снижение экспорта углеводородов, что, по-видимому, тоже отразится на издержках. Потому что, когда наша газотранспортная система используется примерно наполовину на экспорт и наполовину на внутренний рынок – это одна история, когда же она будет на 100% использоваться на внутренний рынок – это совсем другая история. По этой причине газ тоже может сильно дорожать. В этой связи мне тоже кажется, что, глядя далеко вперёд, не стоит делать слишком больших ставок на природный газ. Наверное, надо рассматривать другие энергетические источники.
Какие?
- Наряду с традиционными, углеродными и углеводородными развивать возобновляемые источники энергии. Так что не только глобальный тренд декарбонизации, снижения углеродного следа заставляет задумываться об альтернативных источниках энергии, но и доступность существующей базы энергоснабжения, от которой мы запитываем наши энергетические объекты.
Сегодня «газовые риски» - это главным образом проблема европейской части, она главным образом от газа запитана, но в перспективе она может стать проблемой и в Сибири, если мы будем все «энергетические яйца складывать в одну газовую корзину».
Здесь как раз у Сибири есть выбор – практически все энергоисточники, о которых можно говорить. В том числе солнце и ветер. На самом деле инсоляция Алтая и Чукотки ничуть не хуже, чем в южных районах Арабских Эмиратов, я думаю, что и с ветрами всё в порядке. И есть примеры, когда развитие солнечных станций очень эффективно себя показало и на Алтае, и на Чукотке. Поэтому по многим причинам ставку в ближайшем и особенно в отдалённом будущем следует делать на возобновляемые источники энергии. Чем быстрее мы это поймём, чем быстрее начнём перекладывать инвестиции и регуляторику в возобновляемые источники энергии, перестанем рассматривать их как вторичные, для которых 2,5% доли на рынке это предел – тем лучше. Таким образом, мы самих себя обезопасим.