Проблемы ЖКХ вновь становятся горячей точкой
На днях в моем доме началось голосование собственников жилья, по результатам которого будет принято решение – остаемся мы в УК «Жилищные системы Красноярска» или перейдём в другую управляющую компанию. Причина, почему мои инициативные соседи решились на перемены, понятна – о зыбком положении УК «ЖСК», её многомиллионных долгах и других проблемах постоянно сообщают СМИ. Большой вопрос – останется ли эта компания на рынке или, как и её печально знаменитый предшественник «Жилфонд», канет в Лету со всеми вытекающими последствиями.
Я не даром вспомнил о грустной судьбе «Жилфонда». Складывается впечатление, что краевое и муниципальное начальство уже забыло горькие уроки 2015-2016 годов, когда жилищно-коммунальный кризис стал не просто самой обсуждаемой темой в Красноярске, а породил скандальные разборки во власти с участием первых лиц. Продажа структурам миллиардера Андрея Мельниченко самой крупной УК краевого центра, контролирующей в 2015 году около 80 % жилого фонда города, вызвала весьма неоднозначную реакцию среди политиков и горожан. Ведь фактически в городе появился невиданный ранее монополист, который сосредоточил в своих руках контроль на двумя стратегическими отраслями – энергетикой и коммунальной сферой.
Напомню, в тот момент «Жилфонд» накопил 1,5 миллиарда рублей долга перед энергетиками. Помнится, нам с высоких трибун обещали, что компетентные органы обязательно разберутся, в чьи бездонные карманы попала эта астрономическая сумма. Но, судя по отсутствию информации о громких судебных процессах, жилищно-коммунальные жулики отделались легким испугом и на уворованные у красноярцев деньги неплохо устроились где-то в теплых краях.
Немало вопросов возникло и по поводу последующих событий. Напомню, что после смены собственника заявления о признании себя банкротами в арбитражный суд подали сразу семь управляющих компаний, входящих в состав «Жилфонда». Кстати, в результате этой операции я тогда лишился около 2 тысяч рублей, которые имел глупость переплатить «Жилфонду» за коммунальные услуги. Вроде бы всего лишь неприятный пустяк, но очень характерный для погрязшей в мошеннических схемах сфере.
В начале 2019 года СГК избавилась от наследницы «Жилфонда» - УК «ЖСК», продав непрофильный для себя актив московскому АО «Содержание и благоустройство». Впрочем, эти пертурбации среди владельцев УК особых перемен в управлении компанией не принесли. Москвичи наступили ровно на те же грабли, о которые расшиб лоб «Жилфонд» - стали погружаться в трясину долгов перед энергетиками и прочими структурами. В частности, в конце октября сообщалось, что «ЖСК» должна «Красноярскэнергосбыту» более 165 миллионов рублей.
А что наша любимая власть? Первые лица города и края пока ситуацию не комментируют. Проблемой занимаются начальники помельче. В конце ноября представители министерства промышленности, ЖКХ и энергетики края заявили, что берут ситуацию «под особый контроль». Правда, в чем он выражается – не совсем понятно. Вкусную тему в оборот ожидаемо взяли шустрые «соколы Жириновского» и, возможно, заработают на ней какие-то электоральные очки.
Оставшимся наедине со своими проблемами собственникам нескольких десятков домов Красноярска, которые пока обслуживаются УК «ЖСК», но намерены сменить управляющую компанию, пришлось вспомнить знаменитый призыв из романа «12 стульев» о том, что утопающим лучше спасаться самим. Как и мои соседи, они попытались найти более надёжную УК, однако столкнулись с юридическими разборками и ожидаемым сопротивлением «ЖСК», которым не с руки терять своих клиентов. Но, судя по многим признакам, главные скандалы ещё впереди и ждать их осталось недолго.
Александр Чернявский