Красноярск: пробки 7
В кузбасском селе Таловка на народные деньги начато строительство памятника репрессированным

В кузбасском селе Таловка на народные деньги начато строительство памятника репрессированным

2019-09-13

Спустя десятилетия невинно сгинувшие селяне были реабилитированы посмертно за отсутствием состава преступления. Основная реабилитация прошла в конце 50-х годов 20 века. К сожалению, этих имен до сих пор нет ни в одной Книге памяти жертв политических репрессий Кемеровской области.

«Таловская трагедия» - поистине народный проект. Это расследование сталинских репрессий в Тайгинском районе Западно-Сибирского края силами самих кузбассовцев – родственников репрессированных.

У Таловки – непростая история. Село было основано в 1845 году. А в 1906 году в Таловку прибыли латыши и латгальцы – в основном, переселенцы из Витебской губернии. Переселенцы получили ссуды от царского правительства и земельные участки. Земля нарезалась прямо в тайге, которую переселенцам пришлось выпиливать и раскорчевывать вручную. В состав Таловского сельхозпоселения помимо хуторов входило пять латышских обществ. Зимой 1919 года через эту местность прошли отступающие колчаковские части. В 30-е годы хутора были объединены в колхоз «Узвара», в переводе с латышского «Победа». Были и латгальские колхозы – Гайсма, Латгалец, Тайснейба.

В 1939 году после коллективизации и репрессий хутора прекратили свое существование. По программе выселения с хуторов и уменьшения частных земельных участков, что заняло всего три месяца, сбор налогов увеличился в шесть раз. Был страшный голод.

img_0466-e1551794992770.jpg

По спискам населенных мест Сибирского края 1929 года с административным центром в Новосибирске, Таловка относилась к Тайгинскому району. Во время войны, в 1943 году, с появлением Кемеровской области и выделением территории из Новосибирской области, Таловское сельхозпоселение вошло в состав Яшкинского района Кемеровской области.

Сергей Каршеник, руководитель проекта «Таловская трагедия»:

«Около трех лет назад, случайно, в семейном архиве я нашел неотправленное письмо своей бабушки, датированное 1989 годом, прокурору Кемеровской области. Она хотела узнать судьбу моего прадедушки Петра Лаздана, расстрелянного в феврале 1938 года в Томской тюрьме. На тот момент ни дата смерти, ни место гибели прадеда были неизвестны. За что его арестовали, в чем его обвиняли и где похоронили после расстрела - наша семья ничего об этом не знала. Я решил отправить запрос в УФСБ Новосибирской области, где, по моему мнению, в архиве должно было находиться дело моего прадеда. Оттуда пришел ответ. Мне сообщили, что дело находится по месту репрессии, на хранение в УФСБ по Кемеровской области, куда я могу обратиться, чтобы с ним ознакомиться. Вы не представляете, какие я испытал чувства, когда взял в руки сфабрикованное уголовное дело в отношении моего прадеда. В деле не было никаких показаний свидетелей, ни каких вещественных доказательств, не было ни одного факта, указывающего на его вину. Именно тогда я узнал, что вместе с прадедом по делу проходили 12 селян, которые были арестованы в декабре 1937 года Тайгинским НКВД в рамках «латышской операции». Прадед был обвинен в членстве несуществующей контрреволюционной организации латышей и латгальцев, якобы, возглавляемой бывшим редактором латгальской газеты «Тайснейба» Александром Эйсулем. А так как прадед был еще и раскулачен в 1932 году, хотя позже его восстановили в правах, шансов остаться в живых у него не было. Через два месяца он был расстрелян. На нашем сайте есть несколько допросов чекистов, в которых они подробно рассказывают, как фабриковались дела. По сути, сотрудники НКВД арестовывали невинных людей по ими же составленной и разработанной схеме. Список репрессированных и расстрелянных членов Таловского сельхозпоселения начался с этих 12-ти фамилий, обнаруженных осенью 2016 года в архивном уголовно-следственном деле П-5819, находящемся на постоянном хранении в УФСБ по Кемеровской области. Потом нашлись и другие дела. За полтора года список увеличился до 120 человек. Сейчас нам известны фамилии 154 репрессированных селян. И эта цифра – не окончательная. Места их захоронений  до сих пор держатся в тайне. За эти годы мне очень помогли родственники репрессированных таловцев, которые передавали чудом сохранившиеся фотографии и документы, рассказывали истории своих семей, я благодарен друзьям и единомышленникам, которые поддерживали и поддерживают этот проект». 

Виртуальным памятником «Таловской трагедии» справедливо можно назвать интернет-ресурс, где выложены уникальные документы, шифровки, акты, приказы и протоколы комиссий НКВД и прокуратуры; фотографии расстрелянных таловцев и членов их семей; размещены фотографии трех членов Новосибирского УНКВД, которых впоследствии самих расстреляли за мародерство и садистские расправы над приговоренными к смерти. К сожалению, полный список исполнителей, участников репрессий и палачей – отсутствует, так как эти данные до сих пор не обнародованы.

d188d0b8d184d180d0bed0b2d0bad0b0.jpg

Как только начал формироваться список расстрелянных таловцев, возникла идея увековечить их имена установкой памятника по месту репрессии в селе Таловка Яшкинского района Кемеровской области. И вот в сентябре этого года в селе приступили к строительным работам. Выполнен проект памятника с его визуализацией в трехмерном изображении, идет подготовка самой территории – спилены аварийные деревья, очищена площадка от мусора, выкорчеваны пни, проведена выемка грунта под мемориал и дорожку, выкопана траншея под кабель освещения, подготовлена сливная канава вдоль участка по улице Тайгинская. Работы выполнялись как волонтерами, в основном, родственниками репрессированных, так и с привлечением наемной спецтехники. Завезли щебень, укладку которого необходимо завершить до конца сентября. Впереди - следующий этап строительства...


Марина Кларисс

Фото: myisk.net

 

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: