Красноярск: пробки 6
Кемеровчане против установки многометровой скульптуры великомученицы Варвары

Кемеровчане против установки многометровой скульптуры великомученицы Варвары

2018-12-10

Изначально речь шла о том, что на территории ООПТ Рудничный бор на правом берегу города Кемерово установят 50-метровую скульптуру великомученицы Варвары. Об этом пару месяцев назад заявил нынешний губернатор Кузбасса Сергей Цивилёв, и даже было озвучено имя известного российского скульптора Даши Намдакова, который возьмется за эту работу. Пятьдесят метров – это уровень 17-18 этажного дома. Аргументация властей была проста и незатейлива: «Святая Варвара – особо почитаемая в Кузбассе. Она – покровительница шахтеров. Эта скульптура должна стать визитной карточкой города Кемерово».

Большинство кемеровчан резко отрицательно отреагировали на эту идею. Во-первых, и это самое главное, скульптура великомученицы Варвары уже установлена несколько лет назад в километре от предлагаемого места. Нынешняя скульптура органично вписывается в ансамбль музея-заповедника «Красная Горка», который известен не только в России, но и за рубежом. Именно на территории «Красной Горки» действовала Автономная индустриальная колония Кузбасс (АИК Кузбасс), созданная Советским правительством при Ленине с 1921 года для восстановления угольной промышленности Кузнецкого бассейна силами американских, немецких, голландских, югославских и прочих высококлассных инженеров и рабочих.

Более того, на территории «Красной Горки» возвышается монумент Эрнста Неизвестного «Память шахтерам Кузбасса», открытый в 2003 году. Бронзовая скульптура достигает 12-ти метров в высоту и весом 5 тонн. Монумент был установлен в том месте, где предположительно был обнаружен уголь в Кузнецком бассейне. Поэтому появление еще одной скульптуры великомученицы Варвары

на правом берегу реки Томь более чем странно и более чем неуместно.

Во-вторых, и это тоже очень важно, чтобы установить новую скульптуру на территории особо охраняемого Рудничного бора Кемерова надо было подкрепить это решение юридически. Чем? Ну, например, обсудить на депутатских слушаниях вопрос внесения изменений в действующее Положение об особо охраняемой

природной территории с юристами известной в Кузбассе компании. Какая прелесть, все выссказались «за». Замечу, что Сосновый бор или еще его называют Рудничный бор (особо охраняемый) в Кемерове – единственный в городе. Парки – есть, горсад – есть. А бор – один.


47233957_2171527329526748_4703387354063175680_n.jpg

Но и на этом история не закончилась. Глава города так прокомментировал эту ситуацию.

«Святая Варвара особо почитаема в Кузбассе и у жителей города Кемерово. Было много размышлений, где разместить статую этой святой. И на сессии городского совета народных депутатов было единогласно принято решение о возможности размещения скульптуры в Сосновом бору. По мнению архитекторов, она органично вписывается в архитектуру города, расположена недалеко от того места, где был найден уголь. А по мнению экологов, это не навредит природе нашего бора», - прокомментировал эту ситуацию глава города Илья Середюк.

Надо заметить, известные историки города также выразили свой протест этой идее, в том числе, уважаемый в городе Владимир Сухацкий. Что уж там случилось, но известный российский скульптор Даши Намдаков был как-то «нивелирован» с этой темы, вместо него появился Константина Зинич, какая прелесть. Он, я так полагаю, готов выполнить всё для заказчиков, однако, неизвестно, кто за это будет платить. Не так давно заказчики, дали задний ход, мол, какие 50-метров? Нет, всё было не так – было 20 метров. А потом стало 14 метров статуи. Мистическая прям история.

Никто не видел проект, никто не знает его стоимость. Но тут РПЦ объявило о сборе средств на скульптуру «новой» Святой Варваре. Кузбасская митрополия объявила об открытии специального счёта, на который все желающие могут перечислить деньги на создание скульптуры.

«Мы призываем вас, дорогие соотечественники, принять посильное и активное участие в созидании этой скульптурной композиции и изображения святой великомученицы Варвары. Это действительно духовный символ шахтёрского края. Открывается специальный счёт и каждый житель нашего региона может внести свою лепту», — сказал в своём обращении митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх.

В соцсетях разгорелись жаркие дебаты. Привожу некотые из них.

«Меня искренне удивляет, что кто-то думает, будто установка огромной статуи никак не навредит бору, и что те, кто потом придёт на неё поглазеть или сделать селфи (развиваем духовность, да), не вытопчут всё вокруг. А ещё - что кому-то нужны лавочки и качели на особо охраняемой природной территории. Я, конечно, была не в таком уж большом количестве национальных парков в других странах, но ни в одном из них не видела качелей. Более того, не видела асфальта (в крайнем случае - камень). Потому что природа на первом месте. У нас же её превращают в аттракцион», - Татьяна Цветкова.

«Не хотелось бы читать лет через 10-15 в путеводителе по городу Кемерово следующие строки: еще совсем недавно на Правом берегу Томи, в аккурат напротив острова, располагался заповедный Бор, превосходящий своими размерами Гайд-парк в Лондоне и Сентрал-парк в Нью-Йорке. Этот лес появился 12 тысяч лет назад и до поры до времени радовал кемеровчан своей природной первозданностью. Он сумел выжить в эпоху советской индустриализации и в годы войны, когда город остро нуждался в строительном лесе и пиломатериалах. Выстоял он и во времена окультуривания дикой природы, когда в девственном лесу сооружали памятники Сталину, Ленину, погибшим воинам, а также: детские аттракционы, стадионы, книжные киоски и площадки для хорового пения.

Преображение Кемерова в Санту-Барбару началось осенью 2018 г., когда местная мэрия и депутаты, вдохновленные проповедями Владыки Кемеровской епархии, сначала "оттяпали" кусочек Бора, который имел статус "Особо Охраняемой Природной Территории" а потом энергично и с невиданным размахом принялись эти земли осваивать. О том, что на Правом берегу когда-то шумела вековая тайга, напоминает небольшая табличка, привинченная к скале добрыми людьми. На ней строчки из поэмы Геннадия Юрова "Прощай, Сосновый бор", - Владимир Сухацкий.

«Я помню время, когда за крестик на шее могли исключить из комсомола и партии (проходили, знаем). Что теперь? К истинным верующим (не фанатикам и фарисеям) я отношусь с уважением. Но... Зачем доводить до абсурда установку святых в Кузбассе (нее, я бы сейчас написала "на Кузбассе"). Бедная бедная Святая Варвара. Если бы она знала, что будет разменной монетой...

Она уже стоит на Красной горке. Зачем её устанавливать в Сосновом бору на Рудничном? Если надо следить за бором - без вопросов, сами выйдем с волонтерами и известными у нас компаниями. Город со страшной силой вырубают, наш зелёный город, который нам нравился. Безумные идеи, безумные люди, безумное время. Я думала, что Тулеев "перегибал палку", я ошибалась», - Марина Кларисс.

«А может эту самую скульптуру Святой Варвары установить на месте, где Зимняя Вишня была?», - Светлана Давтян.

«Во-первых, Кемерово давно уже не город шахтеров, а город химиков. Странно, что администрация об этом не знает. Во-вторых, в городе есть прекрасная работа Эрнста Неизвестного, посвященная шахтерам. За это Тулеева надо благодарить. Обратите внимание, скульптор с мировым именем нашел для своего творения историческое место, откуда и начал свое развитие город как угольный центр. Музейный комплекс «Красная Горка», памятник погибшим шахтерам – это культурный центр, историческое место. Установка скульптуры Святой Варвары, простите, преследует какие-то иные цели, не имеющие никакого отношения к шахтерам», - Наталия Теплова.

Марина Кларисс


Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме: