Красноярск: пробки 5
Государственный подход частной компании

Государственный подход частной компании

2021-06-25
Новую стратегию в области экологии и изменения климата совет директоров «Норникеля» утвердил 1 июня. Комплексный план уже начали воплощать на всех предприятиях компании. Его цель — значительно улучшить показатели в сфере защиты окружающей среды.

«Новая управленческая команда, которая появилась в компании в 2013 году, с самого начала занялась вопросами экологии, что было тогда неожиданно для большинства промышленных компаний в России, - напомнил старший вице-президент по устойчивому развитию «Норникеля» Андрей Бугров. – Никто, например, не верил, что мы закроем устаревший никелевый завод в черте города, но в 2016 году мы это сделали».

210621_0058.jpg

Совсем недавно компания закрыла вредные плавильные производства на Кольском полуострове – а ведь эта экологическая проблема международного масштаба не решалась десятилетиями, в том числе в СССР! Вообще складывается ощущение, что «Норникель» в последнее время взялся за решение вопросов, которыми по каким-то причинам не хотело и не хочет заниматься государство – хоть прежнее советское, хоть нынешнее российское. И закрытие металлургического производства (крупнейшего по выбросам серы в Северной Европе) на Кольском полуострове, которого более 30 лет добивалась Норвегия, - это лишь один из шагов, которые в своё время не сделало наше государство, но сделал «Норникель».

Последний пример – авария с разливом нефтепродуктов на ТЭЦ-3 в 2020 году в Норильске. Да – трагедия для окружающей среды, но кто с ней боролся и борется? Сам «Норникель» (что естественно), предприятия и организации, привлечённые за свой счёт «Норникелем» (что более-менее естественно). А что государство, которое взыскало с «Норникеля» 146 миллиардов рублей, как сказано, в качестве возмещения ущерба от аварии? Получается, что ущерб этот чиновники рассчитали не Таймыру, поскольку туда пойдёт лишь какая-то часть возмещения, а некоему государству вообще? Потому-то, как прозвучало в ходе дискуссий на заседании круглого стола в Общественной палате РФ, часть средств возмещения вреда Таймыру, пойдёт, например, на решение экологических проблем Байкала!!! Где Таймыр и где Байкал?! Бесспорно – Байкал уже много лет как надо спасать – ЮНЕСКО грозит в июле внести его в «чёрный список» уникальных природных объектов, находящихся под угрозой из-за бездействия России. Но спасение Байкала – дело государства и Иркутской области, а не «Норникеля» и Таймыра!

210621_0074.jpg

Доклады, с которыми на заседании круглого стола «Арктические исследования для устойчивого развития и экологической безопасности» в Общественной палате РФ выступили старший вице-президент по устойчивому развитию «Норникеля» Андрей Бугров и вице-президент по федеральным и региональным программам «Норникеля» Андрей Грачёв, удивительным образом были более конкретными и «по-государственному» ответственными, нежели выступления многих государственных защитников экологии.
.
«При разработке новой стратегии экологической безопасности и устойчивого развития «Норникеля» учтены требования всех заинтересованных сторон, - подчеркнул Андрей Бугров. – К этим требованиям относятся 12 норм Российской Федерации, 9 международных норм и стандартов. От 10 инвесторов и ключевых заказчиков мы получили конкретные предложения. Прошли три аудита по экологии, получили заключения большого числа международных рейтинговых агентств. Порядка 40 российских и международных экспертов участвовали в подготовке исходных материалов для этой стратегии. И одновременно мы провели сопоставление той практики, которая есть у самого «Норникеля», с передовым опытом наших 10 международных конкурентов».

2021-06-17 - Экология общественная палата_2_page-0003.jpg

Разработанная корпоративная стратегия компании ставит 21 цель. Приоритеты выставлены по 6 основным блокам и 5 поддерживающим видам деятельности. Шесть блоков составляют изменение климата.

Это программа «Чистая энергия», направленная в основном на удержание объёма выбросов парниковых газов.

«Чистый воздух» - это известная программа по сокращению выбросов диоксида серы.

«Чистая вода» - это снижение объёма сброса загрязняющих веществ.

Отдельная программа – по хвостохранилищам и управлению отходами. Она направлена на увеличение доли утилизации минеральных и неминеральных отходов.

5-я программа – «Чистая почва». Это ежегодное восстановление земель.

И отдельная программа «Биоразнообразие, восстановление экосистемы» и достижение нейтрально-чистого положительного воздействия на биоразнообразие.

Пять поддерживающих видов деятельности или блоков – это вопросы чистых технологий, коммуникаций и создания «зелёного бренда» компании, управления рисками и собственно внутренняя модель управления устойчивым ростом и организацией.

«На первом этапе мы обеспечиваем соответствие законодательству РФ. К 2025 году будет соответствие по многим международным стандартам. Речь идёт об Ассоциации ответственного ведения дел в области горнодобывающей промышленности IRMA, требованиям и принципам Международного совета по металлам и горному делу ICMM, отчётность по TCFD и внедрение глобального стандарта по управлению хвостохранилищами Global Tailings Standard. В случае успеха этой работы к 2030 году мы вполне можем претендовать на определённое мировое лидерство в экологической повестке», - уверен Андрей Бугров.

210621_0081.jpg

О работах Большой научной Норильской экспедиции, которую совместно с СО РАН инициировал «Норникель» в 2020 году, и планах на 2021 год участникам круглого стола рассказал вице-президент по федеральным и региональным программам «Норникеля» Андрей Грачёв.

«Воплощение экологической стратегии неразрывно связано с системными научными изысканиями. Результаты Большой норильской экспедиции, ставшей первым масштабным исследованием в Арктической зоне России со времён СССР, дают возможность ответить на три важных вопроса: понять уровень загрязнения после разлива топлива, найти лучшие методы для очистки территорий и выработать новые принципы хозяйствования в Арктической зоне. Летом этого года состоится второй этап Большой норильской экспедиции, предусматривающий ландшафтные, почвенные, ботанические исследования, а кроме того, изучение скорости деформации протаивающих грунтов на основе радарной космической съемки, - поделился планами Андрей Грачёв. – Зачем мы все это делаем? Все просто: масштабность и стратегические перспективы «Норникеля» требуют всеобъемлющих исследований Арктической зоны, и наоборот, результаты этих исследований дают импульс для развития нашей компании».

В дискуссии, к которой и пригласили участников круглого стола представители «Норникеля», благодаря организации трансляции онлайн, приняли участие Москва, Мурманск, Ханты-Мансийск, Дудинка, Красноярск, США и Германия. И при обсуждении самых разных вопросов – от содержания рыбы в водоёмах Таймыра, до жизни коренных малочисленных народов Севера или технологий промышленного производства – эксперты, похоже, даже незаметно для себя предъявляли претензии и задавали вопросы вице-президентам «Норникеля» скорее не как представителям большой, стратегической, но всё-таки частной коммерческой компании, а как государственным чиновникам!

Наглядной иллюстрацией стало заключительное слово модератора дискуссии, председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Российской Федерации Елены Шаройкиной к представителям бизнеса:

«Я не устаю напоминать, что каких-то 30 лет назад это всё было народное, общее, а теперь это находится в частной собственности. Поэтому, если вы получаете сверхдоходы и дивиденды, будьте добры, ведите себя достойно и открыто».

210621_0049.jpg

Надо сказать, что этот спич Елены Акинфовны был адресован другим участникам хозяйственной деятельности в Арктике – «Норникель» она наоборот привела, как пример открытости и ответственного ведения бизнеса. Но от себя хотел бы добавить следующее. Да, и 30, и 90 лет назад Норильский комбинат был государственным, но народным ли? За эти 60 лет «государственности» комбинат не только приносил доходы, но и отравлял окружающую среду, не очень-то заботился о том, в каких условиях живут на Таймыре люди. Со всем теперь приходится разбираться нынешнему руководству. Рискую навлечь на себя «праведный гнев» многих, но по моим ощущениям человека, который застал в Норильске ещё тот «государственный» комбинат и регулярно видит нынешний, сегодня «Норникель» - гораздо более «народный», чем 25 лет назад.

Андрей Кузнецов

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: