Беспрецедентные меры поддержки в Красноярском крае намерены оказать хозяйствам, которые займутся органическим земледелием, но это путь не для всех.
Спасение утопающих?
«Органическое сельское хозяйство — производственная система, которая поддерживает здоровье почв, экосистем и людей. Зависит от экологических процессов, биологического разнообразия и природных циклов, характерных для местных условий, избегая использования неблагоприятных ресурсов. Органическое сельское хозяйство объединяет традиции, нововведения и науку, чтобы улучшить состояние окружающей среды и развивать справедливые взаимоотношения и достойный уровень жизни для всего вышеуказанного», - такое определение даёт Международная федерация движений за органическое земледелие IFOAM (International Federation of Organic Agriculture Movements).
Звучит красиво и даже пафосно, но очень туманно. Гораздо понятнее пишет широко известная Википедия: «Органическое (экологическое, биологическое) сельское хозяйство — форма ведения сельского хозяйства, в рамках которой происходит сознательная минимизация использования синтетических удобрений, пестицидов, регуляторов роста растений, кормовых добавок».
«Мы в последнее время, как один из приоритетов на территории Красноярского края, отрабатываем систему органического земледелия, - сообщил на брифинге вице-премьер краевого правительства – министр сельского хозяйства и торговли Леонид Шорохов. – В проекте закона о господдержке агропромышленного комплекса, который сейчас зайдёт в Законодательное Собрание, будут статьи, поддерживающие ведение органического земледелия. «Органика» - на сегодняшний день это очень дорогой продукт, он востребован в странах Западной Европы. Мы считаем, что это тоже важный сегмент нашего экспорта. На территории края уже есть хозяйства, которые желают заниматься таким видом деятельности».
Надо сказать, что, как это ни парадоксально, наиболее близки к «органическому земледелию» в крае вовсе не передовики и инноваторы, а наоборот наименее успешные сегодня хозяйства. Ну, просто потому, что в последние несколько лет у них не было денег на минеральные удобрения и химзащиту растений – как-то выживали лишь за счёт естественного плодородия земли. А ведь это как раз то, что и требуется для производства «органической продукции»!
Дорогая натуральность
Теоретически – это «спасательный круг» для сельхозпроизводителей, «терпящих бедствие». Ведь что такое «органические продукты» для их производителя? Это в первую очередь возможность продать свой продукт задорого. Леонид Шорохов привёл простой пример: если обычная пшеница, ячмень или овёс стоят в лучшем случае 9-11 руб/кг, то на «органику» цена в полтора-два раза выше.
Недавно Forbes опубликовал результаты совместного исследования британской компании по анализу данных YouGov и американской сети супермаркетов Whole Foods Market. Так вот более половины миллениалов (люди 22-37 лет) покупают больше органических продуктов, чем делали это пять лет назад. Для более чем 65% из них важно, откуда взялась еда на прилавке магазина, более половины готовы платить больше за продукты, которые соответствуют стандартам защиты животных и имеют ответственного производителя.
Так что перспективы у органического сельского хозяйства в Сибири с прицелом на экспорт видятся радужными, но… Но для выхода на зарубежные рынки нужно доказать, что твоя продукция действительно выращена в таких уникальных условиях. Стратегическое решение данного вопроса – создание кластера производителей пищевой органической продукции Красноярского края. Подробно об этом проекте рассказал в интервью 1Line директор ФБУ «Красноярский ЦСМ» Василий Моргун https://1line.info/interviews/obshchestvo/ekologiya/organicheskie-produkty-kto-ikh-proverit-v-krasnoyarskom-krae.html
Пока же сельхозпредприятию, чтобы получить соответствующий сертификат, надо выполнить ряд непростых требований, а затем пригласить еврокомиссара, который непосредственно обследует хозяйство.
«Мы будем субсидировать хозяйствам затраты на получение сертификата, а также увеличили на первые три года погектарную поддержку хозяйств, которые будут заниматься органическим земледелием, - сообщил Леонид Шорохов. – Понятно, что не всем органическое земледелие важно и нужно, но для мелкотоварного производства это очень перспективное направление для повышения финансовой устойчивости и планирования развития».
А как у них?
Слова главы красноярского Минсельхоза о том, что органическое сельское хозяйство не состоит сплошь из плюсов и вряд ли подходит для массового распространения, подтверждают результаты исследований британских учёных, опубликованные в конце октября.
«Органическое земледелие часто предлагают в качестве решения негативных экологических последствий нынешнего продовольственного производства, - пишет один из самых старых и авторитетных общенаучных журналов «Нейчур». – Но сокращение выбросов парниковых газов должно быть противопоставлено необходимости увеличения посевных площадей в результате снижения урожайности сельскохозяйственных культур в соответствии с органическими методами ведения земледелия».
В частности установлено, что большинство систем органического земледелия в Англии производят аналогичные или большие выбросы парниковых газов на тонну урожая по сравнению с традиционным хозяйствованием. В Швейцарии ситуация лучше.
В целом «зелёное фермерство» сокращает прямые выбросы парниковых газов от разведения скота на 5%, а от выращивания сельскохозяйственных культур на 20% на единицу продукции. Однако вместе с тем, оно сокращает производительность примерно на 40%. Поэтому, чтобы компенсировать разницу в производительности между «зелёным» и обычным производством, приходится расчищать дополнительные пастбища и поля для выращивания достаточного. А это приводит к выбросу большего объема парниковых газов, чем первоначально сокращает такая практика.
По словам ученых, для полного перехода на органическое фермерство в Великобритании потребуется в 1,5 раза больше земли, чем задействовано сейчас.
Так что не всё то здорово, что естественно! ПризМой
Андрей Кузнецов, фото - автора.
Подпишитесь: