В последний день 1979 года была поставлена под нагрузку самая передовая на тот момент в стране теплоэлектростанция.
К началу 1960-х годов в Красноярске остро не хватало тепла. Да и электроэнергией, вопреки бытующему до сих пор обывательскому мнению, строившаяся Красноярская ГЭС полностью обеспечить краевой центр не могла – львиная её доля предназначалась Красноярскому алюминиевому заводу. В планах развития региона КрАЗ и ГЭС и шли вместе – каждый из них без другого просто не взялись бы строить.
Поэтому в 1961 году было принято решение в дополнение к построенной в годы Великой Отечественной войны КрасТЭЦ, резервы наращивания мощности которой были почти исчерпаны, возвести в Красноярске новую ТЭЦ-2 на площадях цеха теплоэнергоснабжения химико-металлургического завода, работавшего на нужды атомной промышленности.
Проект Красноярской ТЭЦ-2 был разработан Томским отделением института «Теплоэлектропроект». Строительство станции началось в 1973 году. Сначала в 1976 году были установлены два водогрейных угольных котла ПТВМ-180 в пиковой котельной. Первая же турбина мощностью 110 МВт с инновационным – как принято сейчас говорить – котлом производительностью 420 т/ч была введена в эксплуатацию 29 декабря 1979 года.
Первый директор ТЭЦ-2 Владимир Григорьевич Саймойлов говорит, что произведённый на Алтае экспериментальный на тот момент котёл оказался очень капризным. Первый котёл, поставленный в Красноярск вообще забраковали!
«Когда в 1978 году меня назначили директором станции, я обнаружил, что строительство-то идёт, но с оборудованием ясности нет,- вспоминает Владимир Григорьевич.
– Иду с докладом к главе «Красэнерго» Николаю Сморгунову, а он мне в ответ: «Мы тебя директором назначили? Вот и работай! Если надо, езжай на завод, решай вопросы с директором, доводи с конструкторами их котлы до ума!» Вот мы и доводили их вместе с учёными Сибирского теплотехнического НИИ ВТИ, они к нам на станцию как к себе на работу ездили!»
Первый энергоблок пускали 29 декабря 1979 года. Сколько с ним бились, пять раз приходилось останавливать турбину! Даже замминистра энергетики страны несколько дней, можно сказать, жил на станции – что тогда говорить о красноярцах... Когда энергоблок отработал без сбоев первые положенные 72 часа и акт приёмки был подписан, директор ТЭЦ-2 Владимир Самойлов приехал домой и упал замертво – разбудить его не смогли, даже чтоб попрощаться с министерской комиссией, улетавшей в Москву...
Красноярская ТЭЦ-2 по сути стала «учебным полигоном» для всех последующих станций с оборудованием такого типа в стране. В Красноярск по два раза в год проводить всесоюзные совещания приезжал министр энергетики СССР Пётр Непорожний – доктор технических наук, член-корреспондент Академии наук СССР.
Красноярская ТЭЦ-2 и по сей день по удельному расходу топлива на единицу энергии – самая экономичная тепловая станция от Урала до Дальнего Востока.