Ученые Красноярска создали нанодиски для лечения рака

16.07.2021 16:12
Исследователи Красноярского научного центра СО РАН, после анализа научных работ ученых со всего мира по магнитным нанодискам выяснили, что новое поколение наночастиц помогает в микрохирургическом лечении рака.

Оказалось, что нанодиски эффективнее, чем обычные наночастицы, разрушают раковые клетки. Основываясь на полученных данных, ученые создали диски для наноскальпеля, способного «выжигать» раковые клетки. Результаты обзорного исследования можно прочитать в журнале Nanomaterials.

Магнитные наночастицы нагреваются до критических для опухоли температур или механически разрушают раковые клетки под воздействием магнитного поля.
Такие диски состоят из двух металлических слоев инертных металлов между которыми магнитный материал, что придает им уникальные свойства, которые облегчают дистанционное управление частицами и делают диски идеальными инструментами для терапии раковых клеток. ДНК или РНК аптамеры, которые распознают опухолевые клетки и связываются с ними, обеспечивают адресную доставку наночастиц к месту опухоли и их избирательное действие. Кроме того, аптамеры увеличивают биосовместимость дисков и снижают их токсичность.

Такие свойства нанодисков стали основой для создания наноскальпеля для микрохирургии опухолей.

«Успех лечения онкологических заболеваний определяется эффективностью удаления из организма всех раковых клеток. Необходимо разработать хирургический инструмент, работающий по принципу «найти и обезвредить». Им может стать наноскальпель, базирующийся на нанодисках», — рассказала одна из соавторов работы Анна Кичкайло, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник ФИЦ КНЦ СО РАН.

Сейчас ученые разработали и протестировали опытные образцы нанодисков. Предварительные результаты показывают, что они эффективно работают и селективно разрушают раковые клетки, а соседние здоровые продолжают расти.

Научная работа проводилась при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда.