Красноярские ученые доказали «земное» происхождение космохлора

28.10.2019 14:16
Исследователи Института горного дела, геологии и геотехнологий СФУ изучили образцы жадеита Борусского месторождения и выяснили, как на Земле могли появиться минералы, долгое время считавшиеся «пассажиром» комет.

«Космохлор долгое время считался «космическим» минералом, не встречающимся на Земле. Было доказано, что его занесли к нам метеориты, падавшие на Землю в доисторические времена. Причины редкости космохлора на планете вполне очевидны: для формирования этого минерала нужны хром и натрий, а они редко встречаются вместе в больших количествах в земных породах. Хромом насыщены бедные кремнезёмом ультраосновные породы, но в них мало натрия. И напротив, натрием богаты кислые породы — в них много кремнезёма, а хрома часто нет совсем. Первая подтверждённая находка космохлора земного происхождения была сделана российскими учёными Н. Л. Добрецовым и А. В. Татариновым в амфиболитах Борусского массива в Западном Саяне, где и находится Борусское месторождение жадеитов. Большинство других находок земного космохлора также связаны с жадеититами. Наиболее известны в геологической науке находки практически чистого космохлора в жадеитовых породах Мьянмы», — рассказал аспирант кафедры геологии, минералогии и петрографии СФУ, сотрудник R&D-центра «Норильский Никель» Борис Лобастов.

Исследованные в СФУ образцы отобраны на Орасугском участке — наиболее крупной, но удалённой и труднодоступной из всех локаций Западного Саяна, где встречаются жадеиты. Обнаруженные в борусских жадеитах включения космохлора — «космического минерала» глубокого зелёного цвета — были изучены методами оптической и электронной микроскопии для выявления их точного химического состава.

Результаты микроскопии показали, что самые эффектные с эстетической точки зрения включения космохлора изумрудного цвета сформировались в трещинках, секущих сильно раздробленные самой природой зёрна хромшпинелидов, и вокруг этих зёрен. Своим уникальным цветом они обязаны хрому, в больших количествах детектированному учёными.

«Удалось установить, что в жадеитах Борусского месторождения наблюдается типичная для жадеитов хромовая минерализация, приводящая к образованию пироксенов со значительным содержанием космохлорового минала в своём составе. Интересно и то, что в состав хромшпинелидов входит большое количество цинка. Нужно изучить другие участки месторождения, там может быть скрыто ещё немало нового», — резюмировали учёные.

Фото: СФУ