Борьба за чистый воздух будет безуспешна и бессмысленна до тех пор, пока красноярцы не поймут, с чем именно они борются.
Такую позицию озвучил сотрудник Института химии и химической технологии ФИЦ КНЦ СО РАН Сергей Михайлюта на круглом столе Общественной экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края «Чем дышит Красноярск: проблемы контроля качества атмосферного воздуха».
«В системе мониторинга уже разработано столько стратегий управления качеством атмосферного воздуха, что ничего придумывать и исследовать уже не надо. Но энтропия проблемы действительно большая. Дело в том, что депутаты дают проблеме свою формулировку, общество, не владея профессиональными навыками, предлагает решение в своей формулировке, хотя все говорят об одном и том же», - сказал эколог.
Красноярцы хотят дышать свежим воздухом, но не представляют, кто именно его загрязняет и чем, а потому не знают, кому именно адресовать претензии, и как бороться за чистое небо.
«Мне кажется, проблема может быть решена, только если все придут к единой терминологии, и начнут говорить об одном и том же, одними и теми же словами. Нам необходимо ответить на три главных вопроса: почему мониторинг атмосферного воздуха в Красноярске до сих пор не стал рычагом воздействия; что можно сделать, чтобы стал; и есть ли в идее мониторинга место для участия общественников. А не стал он рычагом, потому что население прямо этого не требует», - пояснил специалист.
По словам Михайлюты, установка датчиков на трубах крупных предприятий проблему не решит. Во-первых, потому, что датчики отслеживают выброс лишь некоторых элементов, в то время как в общей сложности в атмосферу предприятиями выбрасывается порядка 600 наименований загрязняющих веществ, и влияние многих из них на организм и их поведение в атмосфере не изучено.
«Нам не надо даже трогать предприятия: давайте сначала разберемся, что мы имеем на земле. По скольким параметрам предприятия инвентаризируют свои выбросы? Это около 300 параметров, а выбрасывается 600 или больше», - подчеркнул докладчик.
При этом не стоит сбрасывать со счетов выхлопы автомобилей, которые не только дают порядка 30% от общего числа выбросов, но и производят выхлопы ближе всего к земле и дыхательным путям граждан. Поэтому Михайлюта предложил начинать анализ воздуха непосредственно у земли и далее подниматься вверх.
Предложение эколога нашло отражение в резолюции экологической палаты.
Подпишитесь: