Вера Егоровна, недавно мы с коллегами, присутствуя на заседании одного из комитетов Законодательного Собрания края, пришли к выводу, что вы входите во все комитеты. Хотя официально – только в два. В связи с этим, можете дать оценку: какой комитет (может, по объективным причинам) у нас более плодотворно работает?
Я – депутат на постоянной основе. Я должна быть на работе и в девять часов утра, и в восемнадцать. Почему, если есть такая возможность, не посещать заседания? Я вхожу в два комитета: по охране здоровья и социальной политике и по бюджету и экономической политике. Но у меня есть работа в округе, где надо разбираться и в ЖКХ, и в сельском хозяйстве, и в безопасности, и в образовании, и в промышленности. Да и, принимая закон на сессии, хорошо бы знать, за что голосуешь, а не задавать дурацкие вопросы.
Что касается самого продуктивного комитета, то больше всего законопроектов рассматривает комитет по госустройству, законодательству и местному самоуправлению, который возглавляет Алексей Клешко. Там вносятся изменения в Устав края, приводятся в соответствие законы об избирательном праве, рассматриваются и антикоррупционные составляющие. Второй по продуктивности комитет - он взаимодействует с очень большим количеством министерств и агентств – комитет по образованию, культуре и спорту. Наш комитет – социальный, он тоже важный и финансово ёмкий.
Над чем комитет работал в этом году?
Мы провели 24 заседания и рассмотрели 362 вопроса. Что касается социальной политики, то, наверно, сделано меньше, чем можно похвастаться. Есть закон, о котором стоит говорить – он был принят по просьбе «чернобыльцев». Там такая ситуация: из федерального бюджета они получают льготу за коммунальные услуги, но это только те, у кого жильё муниципальное. Если квартира куплена или в частном секторе, то такие семьи не могут получать льготу. У нас таких – около 580 человек – не так много. Это люди, эвакуированные из зоны отчуждения; «семипалатинцы»; пострадавшие при аварии на ПО «Маяк»; граждане из подразделений особого риска, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – тут все объединены. Мы приняли решение выплачивать им 50% от стоимости оплаты жилья. Для бюджета края это 7,5 миллионов рублей. Это наши инициативные расходы. Мы обращались в Госдуму, но Госдума отклонила этот законопроект. Не знаю почему. Это из той же серии, что и «Дети войны». У нас все, кто попадают в эту категорию уже инвалиды, больные. И когда мы выделили категорию детей, погибших защитников Отечества, мы, тем самым, разделили пожилых людей на две группы: одна получила 400 рублей, другая - нет. Этого не нужно было делать. Социальная сфера – очень чувствительная. Любой перекос вызывает напряжение у пожилых людей.
Кроме этого, были приняты законы о квотировании рабочих мест для инвалидов, о компенсации гражданам расходов на оплату обучения по программам ординатуры, о компенсации расходов на оплату найма жилых помещений медицинских работникам. Мы внесли изменения в закон, благодаря которым многие полномочия по соцподдержке населения переданы муниципалитетам. Работа началась не в этом году, но в этом – она тоже велась. Таких полномочий уже больше 100 передано. То есть, в соцзащите на месте с вами будут сразу работать по какому-то вопросу, а не отправлять запросы в министерство. Это сильно ускоряет дело.
Какие законы связанные со здравоохранением рассмотрел комитет?
У нас продолжает работать программа «Земский врач», а к ней прибавляется программа «Земский фельдшер». У нас было выездное заседание комитета в Шушенском, мы выслушали нескольких глав территорий. Вывод такой: у нас очень много работает фельдшеров предпенсионного и пенсионного возраста. А край у нас огромный, расстояния большие. Эта программа направлена на поддержку тех, кто готов переехать на работу в сельскую местность. Конечно, нам нужно продолжать строить фельдшерско-акушерские пункты. Всегда строили по 20, а в 2018 году будем строить 15. Это не значит, что прекращаем, просто есть временные трудности, связанные с Универсиадой. Но при этом у нас строятся и объекты здравоохранения в рамках Универсиады. В БСМП уже закончено строительство хирургического корпуса, там идёт оснащение оборудованием. Кроме этого, в Краевой клинической больнице строится грандиозный корпус XXI века. Это останется всем жителям края. А потом, может, не по 20, а по 25 ФАПов будем строить.
Вы же наблюдали, как мы боролись за 3 очередь онкодиспансера. На 2018-2020 годы запланировано выделение 880 миллионов доработку документации и строительство. Там будет новый палатный корпус, пансионат для дневного лечения, ядерный центр – может быть.
Нам нужны и поликлиники в новых районах: в Покровском – на 900 посещений в смену, и в микрорайоне Пашенный – на 500 посещений. Мы выделили деньги на проектирование на 2018 год. В планах – строительство роддома в Шарыпово, клинико-диагностического центра в Ирбейском и большой корпус в Енисейске.
Вера Егоровна, вы бываете на очень многих мероприятиях в крае. Какое в этом году показалось самым ярким?
Мне понравилось проведение «Культурной столицы». Шарыпово завоевал эту возможность, участвуя в конкурсе четвёртый раз. В городе прошло около 300 мероприятий в различных отраслях. Из того, что меня впечатлило - там есть уникальный человек – Сергей Анатольевич Краснолуцкий. Когда есть такие люди, можно творить чудеса. Он – археолог и палеонтолог, у него большая коллекция минералов, но главное – это то, с каким энтузиазмом он работает с детьми.
Очень впечатлил Шарыповский театр. Сильный! Режиссёр – Снежанна Лобастова – совершенно потрясающий постановщик. То, что я увидела, не уступает ни тому, что наш Пушкинский делает, ни столичным театрам. Ставили «Грозу». Вот я всё не могу отойти от этого спектакля. Я про него думаю. А я смотрела «Грозу» в «Современнике» с Чулпан Хаматовой. Здесь герои были одеты интересно, у каждого на шее кнут разной величины, был использован такой эффект – щелкание семечек. Шелуха говорила о молве, о сплетнях, о деспотизме в родне. Этот спектакль заставляет пересмотреть свои отношения с близкими, с подчинёнными: правильно ли мы себя ведём, не обижаем ли их, не срываемся ли? Меня заставили эти вещи задуматься. Есть роман у Леонида Жуховицкого «Остановиться, оглянуться» (я кому-то его отдала, он не вернулся, но я бы ещё раз перечитала). Нам надо останавливаться. И надо извиняться. Так легче жить.
По поводу вашего отношения к другим. Говорят, вы помните даты рождения своих знакомых?
У меня всё записано. Я утром просыпаюсь и смотрю, кого надо поздравить. Список пополняю постоянно. Мне кажется, что такое внимание очень приятно людям. Это не сразу сложилось. Это из практики.
А что, благодаря этой самой практике, мешает работать? Может, глаз «замыливается»?
Замыливается. Надо больше общаться с людьми, чтобы такого не было. Этому меня хорошо научила работа в Государственной Думе. Там самое ценное было – проверять действия законов на деле. Помню в 2004 году мы приняли закон о монетизации льгот. Мы единственную ошибку тогда допустили, когда приняли поправку коммунистов о возможности выхода из социального пакета. И это разбалансировало этот соцпакет. Я помню, что очень тяжело было разговаривать с людьми. Помню, встреча была в Курагино (жара - страшная) и я объясняла людям, что они будут получать то, чего не получали до этого. А они не верят. И я (струйка пота по спине бежит) впервые тогда сказала, что если в следующем году в бюджете не будут на это заложены средства, я сдам мандат. Я так никогда не козыряю. Это был единственный раз в моей практике. Тогда законопроект должен был стоить около 60 миллиардов, а сейчас стоит – более 400 миллиардов. В крае у нас около 40 % людей выбрали соцпакет. Это путёвки, лекарства, льготный проезд. Другие – лишили себя этого.
Какие обращения чаще всего получаете на приёме граждан?
Есть большая проблема закредитованности населения. Люди часто берут кредиты в маленьких фирмочках под большие проценты. Я обращаюсь в прокуратуру, но помочь не всегда удаётся. Человек же сам сделал выбор, куда нести деньги. Много обращений по получению компенсации за услуги ЖКХ. Вот человек не платит за капитальный ремонт, задолженность копится, а потом соцзащита не перечисляет компенсацию за ЖКХ. В таких вопросах разбираемся. Часто приходят с вопросом правильности начисления пенсии. Система начисления пенсии менялась, но даже я не всё там понимаю ещё. Обращаемся в Пенсионный Фонд, они дают свои рекомендации. Во многих случаях оказывается, что пенсия была начислена верно. Очень хочется помочь таким людям. Ведь возраст – это предел, ты уже не можешь заработать, а ещё и дети не помогают – прожить так крайне тяжело.
Беседовала Наталья Ковальчук
фото: пресс-слуба Законодательного Собрания
Подпишитесь: