Красноярск: пробки 4
Александр Симановский: «Мы должны разрабатывать меры, чтобы здоровье людей стало лучше»

Александр Симановский: «Мы должны разрабатывать меры, чтобы здоровье людей стало лучше»

2019-11-26

- Этот год действительно экспериментальный. Все лето и осень мы ездили в территории и смотрели, как работает «мусорная» реформа. В первую очередь она должна была заработать там, где к этому были готовы: в районных центрах, городах и неотдаленных территориях. Возникали споры, что нужно сделать в первую очередь? Например, ставить контейнеры или организовать мешковой сбор? За последнее выступали во многих сельских районах. Но когда в Енисейском районе рециклинговая компания закупила и установила везде контейнеры, главы муниципалитетов стали говорить, что сбор в баки — это лучше. Так что мы наработали некоторый опыт. Но сейчас возникают вопросы: где-то заканчиваются сроки действия полигонов, где-то их, в принципе, нет, а используются площадки временного накопления. На то чтобы удовлетворить все заявки и просто пожелания территорий в средствах на закупку баков и строительство площадок, нужно не менее 900 млн рублей. Из бюджета Красноярского края уже несколько лет по нашей депутатской инициативе выделяется по 50 млн рублей. Конечно, этих денег не хватает. Сейчас на 2020 год в проекте бюджета заложено 128 млн рублей. Наш комитет говорит о том, что на эти цели не менее 200 млн нужно выделять ежегодно в течение ближайших трех лет, т.е. 600 млн рублей. Ведь площадки временного накопления — дорогостоящее мероприятие. Нужно выделять землю, бетонировать. Давайте сначала просто купим контейнеры, чтобы регоператоры просто вывозили мусор. Потом стоит вопрос по несанкционированным свалкам. Федеральное законодательство говорит, кто хозяин земли, тот должен платить за ее уборку. В краевом бюджете средств на уборку всех свалок не хватит, поэтому нужно добиваться средств из федерального бюджета. В этом направлении профильное министерство работает, чтобы начать убирать серьезные свалки, как в районе Шинников. Мы, депутаты, при этом говорим о том, что в крае нужно этим заниматься и выделить не менее 200 млн рублей.

- За появление свалок отвечают конкретные люди, которые вывозят и выбрасывают мусор. Как с ними бороться?

— Есть разные способы. Можно устанавливать видеокамеры. Заниматься экологически образованием. Когда мы рассматривали на нашем комитете бюджет к первому чтению, то говорили, что необходимо дополнительное выделение денег для работы с общественниками и для экологического воспитания. Есть пример Казани. Там выделяются деньги из бюджета и награждаются лучшие общественные инспекторы, которые реально помогают не только в обращении с отходами, но и вообще следят за экологией. Однако чтобы выделять деньги из бюджета, надо понимать кому, и как это делать? Поэтому необходимо разработать грантовую программу, чтобы общественные инспекторы обучались, умели собрать и подготовить необходимый пакет документов. Затем передавали его в надзорные органы. Это позволит принимать к нарушителям какие-то меры. Мы поставили перед правительством такую задачу, и оно идет к нам на встречу. Я думаю, что в будущем будет другое отношение к общественным инспекторам. Не секрет, что у нас в крае есть несколько человек, которые выступают экспертами везде: по состоянию воздуха, земли, радиационной безопасности, — и по всем вопросам говорят, что все у нас плохо. Мы же хотим, чтобы общественники были обучены, готовили конкретные материалы. Ведь доверять можно тем людям, которые являются профессионалами.

— Два краевых города, Норильск и Красноярск, вошли в федеральный проект «Чистый воздух», в число 12 российских городов, где должны быть снижены выбросы. Есть комплексный план по улучшению экологической обстановки. Но насколько лучше ситуация в других городах края? Нужно ли вкладывать деньги туда?

— Национальные проекты — это движение двухстороннее. Когда деньги выделяются Федерацией, мы должны работать по ее правилам. При этом мы должны на своем уровне разрабатывать региональные проекты. Да, Красноярск и Норильск вошли в мероприятия национального проекта, на них выделяются средства на условиях софинансирования. Но чем хуже другие наши города, которые попали в двадцатку «грязных» городов? Это Минусинск, Лесосибирск, Ачинск. Также сюда можно добавить и Канск. Мы ставили этот вопрос на комитете, говорим об этом сейчас между первым и вторым чтением бюджета. Должна быть своя краевая программа для городов. Тут два направления. В этих городах должны быть сделаны сводные расчеты загрязнения атмосферы и проведены конкретные мероприятия по улучшению экологической ситуации. Ведь мы видим: то, что было сделано в Красноярске перед Универсиадой, дало реальное улучшение. Город стал чище, приобрели много новой техники. Ведь когда говорят, что самые главные загрязнители — это два-три предприятия, что они «портят» воздух, это неправильно. Самое большое влияние на здоровье оказывает пыль. Сейчас звучат разговоры, что нужно убрать с улиц реагенты, но ведь мы специально заменили ими песок. Вопрос даже не в том, что применять, а как это убирать. На следующий год мы просим не менее 141 млн из краевого бюджета. Из них 100 млн — на Красноярск, на приобретение уборочной техники, которая должна применяться не только в центре, но и во всех районах города. А остальные средства мы просим на города края, на проведение обследований, на установку пунктов мониторинга. По 200 млн рублей мы предлагаем заложить в последующие годы, чтобы были разработаны мероприятия на улучшение там экологической ситуации. Кроме того, в проект постановления Законодательного Собрания внесем предложение, чтобы в 2020 году правительство обсудило с крупными компаниями края проведение массового обследования в городах края. Его цель — выявить воздействие промышленных выбросов на жителей. Надо не просто говорить, что мы дышим плохим воздухом. Мы должны разрабатывать меры, чтобы здоровье людей стало лучше.


Фото: В. Корецкий

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме: