Красноярск: пробки 3
Галина Краснопеева: «Повезло увидеть всё с самого начала: как строились город и завод»

Галина Краснопеева: «Повезло увидеть всё с самого начала: как строились город и завод»

Галина Ивановна, вы были в числе первых 12 специалистов технологического факультета Красноярского института цветных металлов, которые получили распределение на Красноярский завод автомобильных прицепов. Этот предприятие дало начало Сосновоборску. Ощущаете ли вы себя частью истории? Каково это?

- Конечно! Это называется повезло. Повезло увидеть всё с самого начала: как строился город, как начинал строиться завод, как он стал работать на полную мощность и как перестал работать через 30 лет. Я знаю каждый дом, когда что было построено. За каждый объект мы переживали и радовались: «Вот это построили, вот это построили». Это история нашего города.

Строки из стихотворения «Год 1973 в Сосновоборске»:

Этот год прославлен ноябрём,
Народ счастливый в первый дом вселялся.
Был важный праздник в городе моём,
Но он пока посёлком назывался.

Настал январь, он очень был крутой,
Мороз крепчал с часами всё сильнее.
По Новосёлов восемнадцать, дом второй,
Распахнул для нас любезно двери.

Студенты бывшие. И в добрый час!
Выпускники вчерашние из КИЦМа,
Несколько семей с вещами в один раз
В грузовике сумели разместиться.

Из Красноярска в кузове в мороз
Eхали счастливые, как дети,
И смеялись над собой до слёз,
Когда с нами баловался ветер!..

Кем Вы работали на заводе?

- Я работала технологом в технологическом бюро отдела главного металлурга по кузнечному производству 10 лет, затем 20 лет начальником бюро планирования и подготовки производства в отделе главного технолога.

Какие трудности испытывали первые специалисты завода?

- Когда мы приехали в Сосновоборск, здесь не было ничего. На месте завода шумел лес. Только были вырыты котлованы для основных цехов и стояли колонны, которые обозначали их очертания. В первом микрорайоне будущего города, впоследствии на территории «Делси», был только воинский плац и строилась столовая для солдат. Рядом возводили два дома под казармы для солдат, которые строили завод. А пока солдат привозили на работу на автобусе.

Несмотря на официальное распределение на этот завод, его руководство нам не очень-то обрадовалось, так как в тот момент в первую очередь нужны были специалисты-строители. Мы расстроенные вернулись в институт. После переговоров ректора института с министерством и руководством завода нас всё-таки приняли на предприятие. Мы прикладывали все усилия, чтобы быть нужными заводу, а он стал для нас огромной школой жизни и профессионального роста.

Были такие моменты, когда при нехватке рабочих рук (а план-то нужно было выполнять!) работать на станках отправляли и инженерно-технических работников. Вот конец месяца, ты хоть убейся, но план нужен, да? Техника безопасности – наспех… И однажды молодой женщине во время штамповки детали оторвало руку. А у неё двое маленьких детей! Она была конструктором и потом чертила одной рукой… А прежде играла на пианино! Это была настоящая трагедия.

Что интересного было в жизни завода?

- Мне кажется, всё интересно. Смотрите, в 1972 году, когда мы приехали на эту стройку, не было ничего. А уже 7 ноября 1974 года первый прицеп, сделанный на заводе, был представлен на демонстрации в Красноярске! Это был настоящий праздник для работников завода и жителей города. При таких победах приглашали артистов. Помню, как звучали песни в цехе нестандартного оборудования прямо с прицепа. Мы из отдела тоже пришли в цех послушать. Не помню, кто это был. Мы были такие довольные. С Москвы приехал – что ты!

Хочется спросить о первых днях в Сосновоборске. Как жили?

- Мы зашли в квартиру. Стены были покрашены водоэмульсионной краской с колером, обоев тогда вообще не было... У нас была маленькая двухкомнатная квартирка. Зашли в ванную комнату, а там – строительный мусор, под ванной – битые стёкла, остатки цемента. Мы выгребали это всё.

Я написала в одном стихотворении: «Тогда солдаты строили объекты, не считая спешность за грехи…». Это же были самые первые дома, поэтому на такое не обращали внимания. Конечно, много было недоделок, многое нужно было переделывать, но все новосёлы были счастливы, потому что получили свою квартиру.

Мы собирались все вместе. Каждые выходные были субботники. Когда сдавали под жильё какой-либо следующий дом, мы отмывали окна за строителями, выносили мусор, приводили в порядок квартиры для сдачи. Надо, значит надо!

Мы, сажали сосновые деревца по двум сторонам дороги, которая идёт от завода до «китайской стены» (дом по адресу ул.Ленинского Комсомола,2). Получилась аллея из сосен. Тогда это был въезд в город, теперь это окраина. Помню момент, когда вдруг привезли берёзы. Юрий Иванович Матвее подошёл, посмотрел и говорит: «Никаких берёз, только сосны». И сажали сосны. Не все саженцы принимались, подсаживали новые.

Прим. «1-LiNE» – Юрий Иванович Матвеев – первый директор Красноярского завода автоприцепов, который в 70-х годах руководил строительством Сосновоборска и участвовал в его становлении. В 1995 году Матвееву присвоили звание «Почётный гражданин города», а в 2004 году площадь возле дома культуры «Мечта» стала носить его имя.

Теперь немного о грустном. Как вы приняли новость о закрытии завода?

- Это был конец 2002 года. Я помню, как весь наш отдел главного технолога пришёл как обычно на работу на завод. Нас посетила представитель отдела кадров и сказала, что мы все сейчас пойдём домой и пока не будем работать. Годовой опыт отпуска без сохранения заработной платы до этого у нас уже был. Выдали бланки заявлений о согласии, которые мы должны были подписать, но мы надеялись, что через какое-то время вернёмся на завод. Главный технолог не смог выйти к людям, не смог слукавить, потому что он уже предполагал, что это навсегда.

Весь отдел ушёл, за исключением нескольких человек. Меня тоже оставили привести всю документацию в порядок. То есть, как-то ещё видимо руководство надеялось, что может быть, да вдруг.… Всю документацию, техпроцессы для изготовления деталей, все чертежи оснастки и оборудования я комплектовала, переписывала, составляла перечни и раскладывала по папкам, чтобы они были в порядке. Через два месяца, в феврале 2003 года, я уволилась, как и все инженерно-технические работники нашего ведущего отдела завода, по сокращению штатов в связи с закрытием предприятия.

Есть у меня стихотворение к 30-летию завода. Мне кажется, в нём вся моя боль.

«С родного люди шли завода
Молча, словно в пустоту.
Как будто час над нами пробил,
Откинув грубо за черту.

Шли в последний раз все вместе,
По аллеям дорогим.
И только он стоял на месте,
Тот, который был любим».

Сейчас обидно, что молодёжь про завод знает лишь то, что он был, и что город Сосновоборск был построен рядом с ним. Нельзя говорить о городе без завода. Он был градообразующим, города бы не было без него.

Давайте поговорим о вашем творчестве. Многие ваши стихотворения пропитаны любовью к Сосновоборску. Что вас в нём вдохновляет, какие места?

- Все места, которые в городе есть. Они мне просто родные. Я могу обо всех написать. Некоторые стихи у меня длинными получаются. Особенно о заводе и о городе. Короче не скажешь. Мне в них всё родное, каждая строка. Вот, пожалуйста, памятник «Журавли». Я знаю, как добивались его, как его создавали. Я подхожу к памятнику, я вижу ведь не только журавлей. Передо мной сразу вся его история создания.

Есть в городе памятник «чернобыльцам». Да, пусть он камень, но это памятник. Для меня это тоже воспоминание. Был 1986 год, май месяц. В это время я отдыхала по путёвке от завода в Трускавце на Украине. Помню, как в столовой объявили, что в Чернобыле произошёл взрыв. Так, незначительно, между песнями. Никто не сказал, что это вредно, что это опасно. И мы ходили, загорали... Правда, ветер был в другую сторону, как стало известно гораздо позже.

У нас много «чернобыльцев» в Сосновоборске. В нашем отделе работал конструктором Михаил Карлов – это потрясающе талантливый человек. Он так поёт, так читает стихи – заслушаешься.

Я подхожу к каждому памятнику, чувствую и вижу совсем другое, чем просто монумент. Можно написать, конечно, об этом, но на эти темы получаются тяжеловатые стихи. Я назвала свою книгу «Дорога жизни», потому что, идя по этой дороге, я поэтапно слагала стихи.

Что Вы думаете о нынешнем Сосновоборске?

- Сейчас просто душа радуется. Какой город! Идёт такое строительство! Я иногда удивляюсь: «Ага, уже опять новый дом поставили и ещё….». Какая радость! Не говоря уже о воздухе. Приезжаешь – так свободно и легко дышится. Особенно если приехал из Красноярска, то сразу чувствуешь, что ты попал совершенно в другое место. Я, допустим, больше двух недель не могу где-то находиться. Мне скорее надо сюда, в Сосновоборск, домой. Я очень люблю этот город.

Расскажите, как Вы пришли в местное литературное объединение «Вдохновение – среда»?

- Я, видимо, искала, куда мне приткнуться для души. Конечно, мне нужны были единомышленники. Слушаешь стихи, прозу многих людей и пропускаешь через себя. У человека ведь так – слушая других, своё в голове крутится. Тёплые встречи всех побуждают к действию. Кто-то написал что-то новое, мы прослушиваем. Каждому есть возможность высказаться, выступить.

А если я не хочу сегодня выступать, я и не выступаю. Я просто пришла послушать. Это как бы особенный глоток воздуха. Это даже нельзя сравнить с концертным выступлением. И как-то радостнее на душе становится, когда ты находишься в той среде, которая близка тебе.

В 2016 году Вы стали финалистом на конкурсе имени сибирского поэта Игнатия Рождественского в номинации «Я себя не мыслю без Сибири». По-вашему, какой он, сибирский поэт?

- Наверное, нигде нет такой красоты, как в Сибири. Эта тайга, горы, реки. Сибиряки, они же особенные люди. Они какие-то надёжные. Ведь наших сибиряков с большим удовольствием берут на работу в Москве. Потому что они надёжные, потому что они другие, потому что не подведут. Ну, а поэты… я не знаю, чем они отличаются. Душой, наверное.

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме: