Красноярск: пробки 0
Василий Моргун: «Я оптимист и верю, что дорогу осилит идущий!

Василий Моргун: «Я оптимист и верю, что дорогу осилит идущий!

2018-12-12

Впечатления не самые хорошие, – так начал нашу беседу В.Н.Моргун. – Знаете, во время форума я поймал себя на мысли, что мы очень давно говорим об инновационном развитии, но результаты не очень блестящие. Причин, безусловно, может быть названо много. Но одна из них – оторванность от производственных и рыночных вопросов. Наметилась некая гуманитарность обсуждения. Говорить о цифровизации экономики, городов, деревень можно долго, а надо стараться приблизить все это к определенным производственным технологиям и решать конкретные задачи. Например, как было в прошлом веке: «догнать и перегнать кого-то» или начать выпуск чего-то уже в следующем году. Недоставало конкретики. А на форуме шло абстрактное обсуждение неких перспектив. Что, впрочем, происходит достаточно часто, и не только в Железногорске.

С другой стороны, порадовало большое количество участников. Понравилась сама идея использования научного и производственного потенциала закрытого Железногорска, где представлены два крупнейших предприятия госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос». Она весьма продуктивна. Плюс, на форум приехали специалисты из других ЗАТО, институтов и предприятий.

Для меня, например, очевидно, что объединение усилий этих центров в перспективе даст синергический эффект. Но главное – пора переходить к решению конкретных вопросов.

И очень знаменательно, что в преддверии форума средства массовой информации показали выступление Президента, в котором он попросил предприятия оборонно-промышленного комплекса диверсифицироваться и начать выпуск продукции гражданского назначения. Мне это что-то напомнило…

– Было. Тогда это называлось конверсией, в рамках которой оборонные предприятия начинали выпускать фаршемешалки и инкубаторы…

– Именно так. Теперь можно подвести итоги инновационного рынка и признать, что они нам не удались. А ведь в свое время, после Великой Отечественной войны, страна за пятнадцать лет восстановила экономику и «полетела» в космос.

Хотелось бы более конкретных оценок и предпочтений, а не постоянного ухода в перспективу. Мы не закончили создание научно-технических объединений, мало продвинулись в создании новых наукоемких производств, современной медицинской техники, а уже начинаем обсуждать цифровизацию.

В кулуарах я много разговаривал с коллегами и рад, что у них есть четкое понимание того, что она возможна там, где для нее есть основа. Если мы говорим о цифровизации экономики, то нужно иметь экономику. Если говорить о цифровизации производства, то необходимо иметь это производство.

Сам по себе вопрос цифровизации абсолютно абстрактен. В том числе и в отношении городов. Если мы имеем в городе хорошую транспортную схему, значит, есть, что цифровизировать. А если такой схемы нет, то и говорить не о чем. Если мы имеем хорошую схему жилищно-коммунального хозяйства, то и тут нам есть, что цифровизировать.

Но этого ведь нет. А посему надо говорить о современных энерго- и финансовосберегающих системах жизнеобеспечении граждан и городов. А потом, добившись этого, их цифровизировать. То же самое и в здравоохранении. На форуме говорили о создании «умных» поликлиник. Но их нужно делать из простых, аккуратно работающих поликлиник.

В связи с этим, на мой взгляд, поднятые в Железногорске вопросы выглядят несколько умозрительными. А по моей классификации гуманитарными, а не научно-техническими.

– Василий Николаевич, я человек сугубо гуманитарный, но в Ваших словах я нашел поддержку своим мыслям. На мой взгляд, в последнее время количество всевозможных форумов превысило разумные пределы.

Я помню, как на очередном Красноярском экономическом форуме руководитель одной авторитетной компании сотовой связи объявил, что они сумели покрыть своими услугами всю территорию России. Слышать это в Красноярске было смешно. Докладчик не был на Таймыре, в Эвенкии, Туруханском или даже Манском районе. На значительной части территории края нет нормального скоростного интернета. А ведь это все условия, необходимые для цифровизации нашей жизни.

Зачем это обсуждать сейчас, когда не созданы все условия для внедрения «цифры»?

– У меня есть свое объяснение любви к форумам и визионерству, и обсуждению дальних стратегий. Это может быть связано с тем, что у нас сложилась некая диспропорция в базовом образовании людей, от которых зависит социально-экономическое развитие страны. Среди них большое количество людей с гуманитарным образованием: юридическим, филологическим, экономическим, менеджерским, то есть управленческим… Причем, общеуправленческим, а не отраслевым. Они никогда не участвовали  в материальном производстве и, возможно, не будут в будущем. Менталитет этого сообщества превысил коллективный разум инженерного, технократического сообщества. Именно поэтому темы обсуждений оторваны от реалий: от вопросов организации производства и решения конкретных задач до последующего выхода на стратегию.

В этом нет ничего плохого. Просто нарушен баланс. Перспективное планирование, желание заглянуть в будущее – нужны. Но когда все это не подкреплено практическими действиями в производственной сфере, это не дает того результата, который мы хотели бы получить.

При этом я всегда был сторонником того, что, не взирая на какие-то внешние условия, надо продолжать делать свое дело. Я вижу выход в развитии тех локальных производств, тех заделов, что у нас есть.

Добавлю, что система Росстандарта позволяет нам участвовать в этих процессах. Мы достаточно плотно контактируем с предприятиями разных отраслей. На форуме в Железногорске у нас сложились определённые контакты с представителями Росатома и Роскосмоса по направлениям, в которых мы могли бы быть полезными друг другу. В частности, это развитие, как принято говорить, «умных городов». Базовый компонент темы –  оптимизация использования энергоресурсов для поддержания жизнеобеспечения зданий и сооружений, стандартизация процесса эксплуатации зданий и сооружений. Это для страны вопрос чрезвычайно актуальный. Дело в том, что в России стандартизован только процесс проектирования. Дальнейший жизненный цикл зданий не стандартизирован. А здания эксплуатируются в разных условиях, в том числе и в сложных климатических, где, кстати, возможно использование локальных систем производства энергии с использованием источников ионизирующего излучения. Об этом на форуме достаточно подробно говорил руководитель Горно-химического комбината Петр Гаврилов. Потом все это можно цифровизировать. Но для этого необходимо создать надежную, современную аналоговую систему теплоснабжения, обеспечить ее функционирование и рациональное использование. А тут уже требуется система учета и замеров предстоящих расходов. И это не только сбережение энергоресурсов, но и средств жителей городов.

Только один пример для людей, неискушенных в теме. На улице -5 градусов. Для чего тратить энергию на производство тепла как при -40? В конечном итоге, этот перерасход топлива, энергии, тепла ляжет на наш кошелек.

На форуме я переговорил с представителями Роскосмоса и Росатома о возможности производства на их предприятиях продукции точного приборостроения.  Дело в том, что на производствах ГХК и ИСС задействовано много измерительных систем. Систем автоматизации производства, которые, в силу их продвинутости, могут быть использованы и на открытом рынке. Но для этого надо провести определенные процедуры. В частности, испытания и регистрацию этих измерительных систем с внесением в федеральный Реестр, и прочие процедуры, которые позволят начать их серийное производство и продвижение за пределами предприятий и госкорпораций.

В этом же направлении можно сотрудничать с разработчиками Сибирского федерального университета и Опорного университета. Там есть, например, группы разработчиков, которые заняты созданием измерительных систем для сложных и опасных условий работы.

Точные измерительные системы имеют не только производственное, но и чисто научное приминение. Исследования успешней продвигаются там, где идут более точные и по большему количеству показателей измерения.

Есть еще вопрос по стандартизации программного обеспечения измерений. Это тоже очень сложный вопрос, связанный с развитием инфраструктуры стандартизации. Он сегодня рассматривается как приоритетный для Росстандарта. Это новое направление нашей деятельности, и тут предстоит многое сделать.

– Василий Николаевич, слушаю Вас, а сам думаю, что сидит где-то чиновник, способный принимать определенные решения, и думает: «А зачем нам изобретать велосипед, если он изобретен? Все эти приборы можно закупить в других странах». Не стану продолжать, но такое в России было уже многократно. Ученые, инженеры, специалисты строят свои планы, но решения принимают совершенно другие люди. Не боитесь ли Вы такого поворота событий?

– Мы сталкивались с подобным уже много раз. И я отчетливо понимаю, что здесь может требоваться политическое решение. То есть решение, будем или не будем мы производить то или иное оборудование, ту или иную технику. Поскольку первое решение, которое приходит в голову, – купить это на рынке, особенно в тех областях, в которых мы отстали. Ярчайший пример: мы производим много газа, но не производим лопатки для газовых турбогенераторов. Почему так? На мой взгляд, здесь есть определенный недостаток политической воли.

Но есть и то, что внушает определенный оптимизм. Во-первых, это реализация программы импортозамещения. Она идет по факту. И тут чиновникам сложно тормозить это дело.

Во-вторых, это санкционная политика, которая существенным образом ограничила рынки для закупки оборудования. И все уже поняли, что это тот кран, который наши «партнёры» могут перекрыть в любой момент, особенно в части высокотехнологического оборудования. Полагаю, что «инстинкт самосохранения» заставит нас развивать собственное производство, начинать собственные разработки.

Третье, постоянный тренд на удешевление рубля. Мы его отчетливо наблюдаем.

Четвертое обстоятельство – достаточно серьёзные финансовые вливания в научный сектор, в фундаментальные направления, которые уже готовы выдать прикладные результаты по целому ряду направлений. Поверьте, я знаю, что говорю. И именно научно-техническое сообщество страны своим давлением вынудит производственников включиться в процесс модернизации.

И пятое, инициатива отдельных ярких личностей. В Красноярске к таковым я  отнесу, например, Рината Гайсеевича Галеева, генерального директора АО НПП «Радиосвязь». Он смело внедряет у себя не только продукцию оборонного значения, но и медицинского. Он активно работает с ведущими университетами и научно-исследовательскими институтами нашей страны. У него на предприятии своя научно-инженерная школа высокого уровня. Он без поддержки со стороны внедряет в производство разработки, которые вполне конкурентноспособны.

Понимая, что в стране активное перепроизводство гуманитариев, ряд предприятий начинает поддерживать инженерные направления образования. И молодежь, почувствовав эту поддержку, пошла учиться на технические специальности.

Я очень надеюсь, что именно они смогут исправить и устранить те перекосы, которые имеются сегодня. Они сумеют вписаться в самые передовые иностранные научные и технические программы.

Так что оптимизм у меня все-таки есть, тем более что «дорогу осилит идущий»! Надо идти вперед.

 

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: