Девиз деловой программы регионального этапа чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы», которая прошла в Красноярске, - «Профессиональное образование Красноярского края: сегодня и завтра». Заместитель министра экономики и регионального развития Светлана Сидельникова уверена: с «сегодня и завтра» мы уже опоздали, надо обсуждать и проектировать «послезавтра».
- Понятно, что очень сложно прогнозировать, какие технологии появятся послезавтра и, соответственно, какие компетенции будут нужны предприятиям и всей нашей экономике. Но, наряду с неопределёнными переменными факторами развития, есть базовые основополагающие понятия и критерии, на которые можно опираться.
Светлана Анатольевна, на заседании круглого стола «Кадровое обеспечение развития экономики и социальной сферы края» вы представили проект «Комплексная мишень территориального развития». Что это за мишень? И что нужно Красноярскому краю, чтобы «попасть в десятку», развиваться, а не стагнировать?
- Ядро мишени – это капитал территории, т.е. все виды ресурсов, которые могут приносить доход, так называемое «ядро развития». Следующий круг – это инфраструктура, система связи объектов на этой территории, по сути – фактор привлечения капитала. Третий сегмент – это кадры и технологии. Это трудовые ресурсы, обладающие определёнными компетенциями и навыками. Четвёртый внешний круг – это среда проживания. Это доступность всех сервисов и услуг для жителей. А жители – это те самые трудовые ресурсы, которые нужны для того, чтобы капитал территории начал приносить доход и территории через налоги, через самореализацию и доходы жителей.
Слои такого «рулета» понятны, но какой «толщины» должен быть каждый из них, как они должны «подпитывать» и «пропитывать» друг друга?
- Мы проанализировали ситуацию в территориях по трём показателям: население, площадь и объём инвестиций за 2021-2022 гг. На инфографике хорошо видно, насколько разные у нас макрорайоны. Где высокая концентрация населения, там маленькая площадь. При этом там примерно четверть всего объёма инвестиций в экономику Красноярского края. А там, где у нас очень низкая концентрация населения, там огромная, практически незаселённая площадь и в принципе очень масштабные инвестиции.
Это показывает, насколько у нас разнообразный край. В 2022 году 33 млрд рублей ушли на развитие территорий края из краевого бюджета. На прошлой неделе я встречалась с главами муниципальных образований, и они говорят: да, много денег вкладывается, 22 государственные программы, а жители говорят – изменений не видим! Меняется Красноярск, меняется Норильск, меняется где-то Ачинск, меняется Минусинск (там юбилей у нас скоро) – а на остальных территориях о благоустройстве и комфортной среде можно лишь мечтать, только какие-то точечные изменения.
Значит, не только в деньгах дело?
- Мы решили проанализировать, почему так происходит. Для каждого макрорайона есть своя специализация, поэтому там особый формат работы бизнес-сообщества, особые технологии и разные требования не только к профессионализму специалистов и набору специальностей, но даже к образу жизни. Например, если говорить о популярной сегодня цифровизации, разные профессии задают разный уровень цифровизации в жизни человека вообще, а не только в его работе.
Разным территориям нужны разные «рецепты» для их «главных блюд»?
- Сейчас мы в краевом Минрегионразвития прорабатываем разные механизмы и меры для разных макрорегионов и отраслей специализации, разной удалённости и специфики, плотности населения. Я специально выделила «центры технологического лидерства».
Например, применительно к Ангарскому макрорайону (пилотный проект) это будет сетевая структура профессиональной подготовки, которая будет базироваться в Лесосибирске: «специалитет», где находится центр подготовки специалистов лесного комплекса в самом широком смысле этого слова.
То есть вы рассматриваете профессиональное образование в макрорайонах не просто как «обслугу» локальной экономики, а как её деятельный значимый элемент?
- Да. И очень важно обратить внимание на то, что собой представляют здания, помещения, техника учреждений среднего и высшего профессионального образования. Потому что подростки, молодое поколение, педагоги, мастера – все они проводят там большую часть времени.
Поскольку цифровизация оказывает влияние на молодёжь очень сильное, и границ сегодня не существует, я убеждена, что не только наличие или отсутствие рабочих мест влияет на закрепление молодёжи в тех населённых пунктах, где они живут, и в принципе на территории Красноярского края. Влияет общая атмосфера: интересно им или нет, удобно им или нет, приятно им или нет.
Мир развивается семимильными шагами. Мы можем посмотреть вокруг себя и увидеть, что здесь очень много элементов прошлого века. А 15-летняя молодёжь сейчас захочет жить в окружении прошлого века, как бы мы бережно с вами к этой истории ни относились?
Мы сейчас разрабатываем и реализуем муниципальные комплексные проекты развития (МКПР). Это не экономические, не коммунальные, не транспортные – это комплексные проекты, которые выстраиваются вокруг экономической активности.
Например, есть на территории предприятие, оно вкладывает инвестиции в обновление своего производства, расширение, производство нового вида продукции, в роботизацию. У нас очень много таких сельскохозяйственных проектов по всем территориям края.
А мы в свою очередь с местной властью ищем, как помочь развить на этой территории инфраструктуру, которая с одной стороны нужна жителям, с другой стороны она не впрямую, но тоже нужна предпринимателям, инвесторам, бизнесменам. Потому что ни один инвестиционный проект не будет реализован без нормальной комфортной среды жизни. Нет детских садиков, нет школ, нет клуба, нет спортивной площадки – тогда инвестиционный проект обречён на угасание, потому что люди будут уезжать. И чем это более достойные кадры (квалифицированные, опытные), тем скорее эти люди оттуда уедут.
Второй момент. Если нет людей, нет свободной рабочей силы нужного качества, то тоже инвестиционный проект никакой не состоится. Мы сегодня наблюдаем, что у нас в крае из 1700 населённых пунктов более 650-и имеют численность населения менее 100 человек. Почти 30.000 жителей там живёт. Вы представляете, насколько сложно такую низкую плотность населения при отсутствии дорог содержать? В результате мы «пожинаем плоды»: обезлюживание населённых пунктов, концентрацию молодёжи в Красноярске. Мы все эти риски видим.
Поэтому мы благодарны замминистра образования Ольге Николаевне Никитиной, что она со своей командой специалистов СПО сотрудничает с министерством экономики по проектам поиска новых превентивных способов решения кадровых проблем.
Важно, чтобы учреждения профессионального образования вместе с местной властью акселерировали новые направления вовлечения всех сфер жизни населённых пунктов, территорий в трансформацию образа жизни людей. Как только людям становится интересно, сразу появляются какие-то идеи развития. Мы можем до бесконечности улучшать среду – «красить потолки и перекладывать полы» - но образ жизни от этого не поменяется. Нужна внутренняя мотивация для самореализации каждого человека. Только профобразование и культура могут эту мотивацию каждому человеку в зависимости от его интересов как-то придать. И тогда уже все вместе на фоне благоустройства мы сможем говорить об изменении «среды обитания» и как следствие – развитии Красноярского края.