Красноярск: пробки 0
Сергей Журавлев: «Банк России удерживает инфляцию, отпустив курс валюты в свободное плавание»

Сергей Журавлев: «Банк России удерживает инфляцию, отпустив курс валюты в свободное плавание»

2019-06-17

Центробанк РФ начал таргетировать инфляцию с 2015 года. С чем связан такой шаг, кто выгадал или проиграл с изменением «правил игры» и каковы эти правила, ИА «1-Лайн» поинтересовалось у управляющего Отделением Красноярск Банка России Сергея Журавлева.

– Сергей Николаевич, могла бы Россия пойти по иному сценарию: не ставить цель по инфляции, а держать в жестком коридоре валюту?

- Начну с преимуществ режима таргетирования – установки цели по инфляции. Он стал «набирать очки» с развитием международной торговли и финансовых рынков. Свобода перемещения капитала расширила возможности по удовлетворению запросов частных и корпоративных потребителей, а также госсектора в товарах, ресурсах, инвестициях. Одновременно для многих стран она означала переход к плавающему курсу валюты. Объяснение простое: если страна выбирает независимость монетарной политики и предпочитает сохранить беспрепятственное движение капитала, то стоимость национальной валюты не может поддерживаться на определённом фиксированном уровне и должна свободно определяться рыночными механизмами. Ведь иначе для удерживания валютного курса («валютного якоря»), может исчерпаться весь запас золотовалютных (международных) резервов. А это «финансовая подушка безопасности» страны.

При инфляционном таргетировании главной задачей становится ценовая стабильность и люди в своих ожиданиях могут ориентироваться на цель центрального банка по инфляции. «Валютный якорь» не нужен, курс может быть отпущен в свободное плавание.

С 90-х, 2000-х годов следом за развитыми странами режим таргетирования инфляции стал применяться в странах с формирующимися рынками. В те времена Россия переходила на рыночную экономику. На повестке дня были приватизация, налоговая реформа и бюджетная консолидация. Потом создавались бюджетные буферы и накапливались международные резервы. В стремлении стабилизировать инфляцию пробовались различные режимы денежно-кредитной политики и управления валютным курсом. После введения инфляционного таргетирования России, как и многим другим странам, удалось добиться существенного замедления инфляции. Накануне перехода, в декабре 2014 года, годовая инфляция в России составляла 11,4%, в Красноярском крае она была тогда на уровне 9,5%. Стабильной такую ситуацию не назовешь.

– Такая смена курса изменила ситуацию?

- С 2015 года инфляция замедлялась, и уже в 2017-мснизилась до 2,5%. С тех пор она незначительно колебалась, оставаясь вблизи 4%. Как вы понимаете, цифра выбрана не случайная. Целевой уровень инфляции в России, который Центральный банк стремится поддерживать – те самые 4%–выбран с учетом особенностей ценообразования и структуры экономики в нашей стране. Это не означает, что инфляция будет всё время ровно4% по всем группам товаров и регионам. Разброс существует, и связан он с локальными факторами.

В Красноярском крае, например, в мае текущего года по сравнению с прошлогодним маем половина товаров подорожала менее чем на 4% или вообще подешевела. Из продовольствия стали дешевле: рыба, пакетированный чай, «ходовые» овощи и фрукты, такие как картофель, огурцы, яблоки, цитрусовые. По меньшей цене в мае этого года можно было купить некоторые виды одежды, обуви, электротоваров, а также отдохнуть в местных санаториях. Заметно дороже из продуктов стало пшено и мясо индейки, но их доля в потребительской корзине незначительна, и не все покупатели это заметят. Из овощей подорожали капуста, свекла, лук, чеснок.

Время от времени отклонять инфляцию от целевого значения могут события, происходящие как внутри страны, так и за ее пределами.

Так, прошлогодние колебания цен на топливном рынке, геополитическая турбулентность и ожидание роста ставки НДС со второй половины 2018 года подтолкнули уровень инфляции вверх. Годовая инфляция по итогам 2018 года в России составила 4,3%, в марте 2019 года достигла пика в 5,3% и затем начала замедляться. Уже в апреле годовая инфляция составила 5,2%, в мае замедлилась до 5,1%.

– В нашем крае тенденции аналогичные?

- В Красноярском крае инфляция в 2019 году изменялась похожим образом. Ее значения пиковыми были весной. В мае годовая инфляция составила 5,7%, как видим, опередила общероссийскую - в нашем регионе заметно выше инфляция услуг,в основном из-за транспортной составляющей.

– Каковы правила таргетирования инфляции? Какими инструментами она удерживается вблизи целевого значения?

- Для влияния на инфляцию Банк России использует ключевую ставку. Так, например, упреждающее её повышение в сентябре и декабре 2018 года оказалось достаточным, чтобы инфляция отклонилась от цели незначительно и начала к ней возвращаться. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила в мае в Государственной Думе РФ, что это показало, что инструментарий денежно-кредитной политики справляется с вызовами, позволяя сохранять стабильные условия для развития экономики. По прогнозам Банка России, годовая инфляция вернётся к 4% в первой половине 2020 года.

– Россияне привыкли, что в дела страны, экономики, выбора ее курса их или не посвящали, или недоговаривали, почему сейчас регулятор так отрыто разъясняет свои действия?

- Информационная открытость – это один из инструментов инфляционного таргетирования. Если рынок и сами люди понимают действия регулятора, то сохраняют уверенность в способности центрального банка поддерживать ценовую стабильность, не испытывают повышенных инфляционных ожиданий, которые также раскачивают инфляцию. Любой желающий – будь то бизнесмен, финансовый аналитик, человек творческой или рабочей профессии имеет возможность «дотянуться» до регулятора, получить информацию «из первых рук». А понимание происходящего – ключ к принятию рациональных финансовых решений.

 

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: