Красноярск: пробки 4
Александр Григорьев: «В Красноярске у СГК самые крупные инвестиции потому, что в этом городе грандиозные задачи»

Александр Григорьев: «В Красноярске у СГК самые крупные инвестиции потому, что в этом городе грандиозные задачи»

2020-07-17
Фото: СГК
-- До прихода в СГК вы работали в проектных организациях, занимались разработкой схем теплоснабжения для разных городов страны. Как оцениваете текущее состояние теплоснабжения в России в целом и в городах присутствия СГК в частности?

-- У нас в стране много крупных городов, и в большей части из них климат достаточно холодный. Поэтому теплоснабжение городов с советских времён строилось на основе крупных централизованных систем и ТЭЦ, которые вырабатывают и электрическую, и тепловую энергию.

Состояние систем теплоснабжения в стране разное. Там, где собственники не прекращали вкладываться в развитие, состояние сетей более-менее достойное и позволяет обеспечивать надёжное теплоснабжение. Мелкие же системы (в основном где имущество муниципальное) были хронически недофинансированы и находятся в плачевном состоянии. Однако и крупные системы нуждаются во вложениях, потому что нормативный срок эксплуатации трубы в тепловых сетях – 25-30 лет. Соответственно, «советский запас», который у нас был, уже закончился, и нужны инвестиции для поддержания систем теплоснабжения в нормальном состоянии.

Если говорить про территории присутствия СГК, то есть города, где мы продолжали инвестировать и обеспечиваем достаточный уровень надёжности, а есть города, которые мы «подбираем» в очень плохом состоянии… Например, нам «достались» Черногорск (Хакасия) и Рубцовск (Алтайский край), которые надо было просто спасать! Там уровень надёжности низкий.

Есть два критерия, по которым можно характеризовать системы теплоснабжения – срок службы тепловых сетей и их состояние с точки зрения повреждаемости. В эксплуатации СГК более 10 тысяч километров тепловых сетей. В целом по компании уровень износа выше нормативного. Хуже всех из крупных городов картина в Новосибирске, куда СГК пришла в 2018 году. Там сетей со сроком службы более 25 лет аж 77%! Это очень много. Если говорить о надёжности, то за прошлый отопительный сезон всего в городах присутствия у нас было более 4.300 повреждений, «лидер» здесь опять же Новосибирск (1.600 повреждений или 38%).

Таким образом, из крупных городов самый проблемный – Новосибирск, из малых в настоящее время – Черногорск, в который мы только зашли и только начинаем разгребать проблемы, которые там накопились.

-- В вашей отрасли грядёт юбилей – 10 лет назад принят Федеральный закон №190-ФЗ «О теплоснабжении». За эти 10 лет что-то изменилось?

-- Это действительно было важнейшее событие. «Тепло» в этом смысле всегда немного отставало от «электричества». Федеральный закон об электроэнергетике был принят на 7 лет раньше – в 2003 году. Событие важное потому, что были определены «правила игры» в отрасли теплоснабжения. Закон зафиксировал необходимость надёжного качественного теплоснабжения, приоритет комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.

Законодательно был закреплена необходимость разработки в городах схем теплоснабжения, как инструмента, который позволяет планировать развитие систем на 15 лет и более. В советское время схемы теплоснабжения были обязательны для разработки. Но потом до выхода федерального закона в 2010 году их разрабатывали лишь в инициативном порядке в случае сильного совместного «энтузиазма» властей и теплоэнергетиков. Теплоснабжение во многих случаях шло хаотично. С 2010 года разработка схем теплоснабжения в городах стала обязательной. Это один из способов навести порядок в отрасли.

-- В законе было введено понятие Единой теплоснабжающей организации (ЕТО). В чём его смысл?

-- ЕТО – это единое окно для потребителя, где он решает все вопросы теплоснабжения. Ответственность ЕТО за теплоснабжение заканчивается на стене дома, далее внутри – ответственность управляющей компании или ТСЖ.

-- Может ли ЕТО работать со сторонними теплоисточниками? Кто в таком случае отвечает перед потребителем?

-- Такие примеры есть, правда, их не очень много. В любом случае ответственность перед потребителем за надёжность и качество теплоснабжения несёт ЕТО. Если нас как Единую теплоснабжающую организацию подвёл поставщик тепла, мы рублём отвечаем перед потребителем. Такая «смешанная» схема сейчас в Барнауле, но в ближайшее время мы планируем заместить стороннюю котельную собственным теплом. Нам проще, когда мы понимаем свои риски и сами полностью отвечаем за качество поставляемого тепла.

-- Что даёт потребителям замещение теплом ТЭЦ и закрытие небольших котельных в городах? Нет ли риска при такой централизации в случае аварии «заморозить» не один квартал, а целый район или даже город?

-- Потребителю это в первую очередь даёт надёжность, потому что в крупных системах теплоснабжения сети зарезервированы. Если что-то случается на каком-то участке сетей, есть возможность быстро выполнить переключение, и люди могут даже не почувствовать это у себя в доме.

Много где замещение котельных даёт снижение тарифов для потребителей. Такие примеры есть в Красноярске и Канске. Также потребителям и всему городу замещение угольных котельных даёт очень важный эффект с точки зрения экологии. Потому что котельные – это, как правило, низкие трубы, отсутствие эффективной очистки дыма и расположение в жилых районах — значит дым летит прямо людям в окна. За 5 лет в городах присутствия СГК закрыто 48 котельных, в ближайшие 5 лет планируем заместить ещё порядка 70 котельных.

-- В Красноярске компания много вкладывает в развитие системы теплоснабжения. В то же время вы сказали, что ситуация с сетями в городе неплохая. Почему же тогда СГК выбрала Красноярск в качестве одного из ключевых объектов инвестирования?

-- Это один из самых крупных городов нашего присутствия. Там стоят масштабные задачи. Самая крупная и для нас, и для города – экологическая. Хотя наши теплоисточники – не главный загрязнитель воздуха в Красноярске, задача снижения выбросов для нас – одна из ключевых. Правительством РФ по Указу президента страны принят комплексный план снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Красноярска. В его развитие и была разработана большая программа по замещению экологически и экономически неэффективных котельных (всего 35 и из них 7 уже закрыты). Кроме экологического эффекта для всего города для бывших потребителей тепла закрытых котельных, перешедших в нашу ЕТО, снижен тариф. В результате этого замещения котельных в Красноярске выбросы в воздух сократятся на 14 тысяч тонн в год.

Вторая большая задача в Красноярске – обеспечить развитие новых районов. Город растёт, динамично строится, новых потребителей надо подключать к теплу. Ежегодно в Красноярске потребление тепла растёт на 50-60 Гкал/час. У нас на станциях есть резервы, плюс будет построен второй энергоблок на ТЭЦ-3.

В Красноярске на ближайшие 10 лет в развитие системы теплоснабжения (замещение котельных и развитие теплосетевого комплекса) предусмотрены инвестиции в 16 млрд рублей (без учёта и модернизации ТЭЦ-1 и планов по строительству нового энергоблока на ТЭЦ-3).

-- А что планируется в Канске?

-- В Канске объём инвестиций на 10 лет – более 1,6 млрд рублей. Для такого небольшого города это очень много. Там теплом Канской ТЭЦ будет замещены 5 котельных, в том числе так называемая ТЭЦ БХЗ (бывший биохимический завод Плюс 11 котельных в городе будут модернизированы с установкой нового оборудования. Они будут полностью автоматизированы, управляться дистанционно. В результате снижение выбросов в воздух в Канске составит порядка 2,5 тысяч тонн в год.

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме: