Такова задача эффективного производства и безотходной переработки масличных культур в условиях Сибири. Разработана эта комплексная технология в Красноярском государственном аграрном университете, реализована – в опытном производственном хозяйстве «Солянское» (ООО «ОПХ Солянское») в Рыбинском районе.
Второй год подряд Красноярский край – рекордсмен по сбору рапса в России. И это уникально! Регион, большая часть площадей которого находится в зоне рискованного земледелия, вырастил десятую часть всего урожая этих маслосемян в стране.
А ещё в 2020 году Красноярский край дал аграриям невиданный ранее инструмент превращения рекордных урожаев масличных культур в ещё более рекордные прибыли. И это ещё более уникально! Но, если вы решили, что в Красноярском крае отыскали многовековую мечту алхимиков – философский камень, вы ошибаетесь. Просто «бригада волшебников» от науки и инженерии в Красноярском ГАУ упорно решала поставленную самим себе задачу, в том числе благодаря субсидии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
«Доктрина продовольственной безопасности страны предусматривает самообеспечение россиян продовольствием, в списке значимых продуктов стоит и растительное масло, - напоминает ректор Красноярского государственного агроуниверситета Наталья Пыжикова.
– Но в Восточной Сибири растительное масло почти не производят. Если у наших соседей в Западной Сибири, например, на Алтае, большие посевы подсолнечника, и налажена его переработка, то в Красноярском крае подсолнечник с такой урожайностью и качеством не произрастает».
На каком же тогда сырье построили комплексную безотходную переработку масличных культур специалисты Красноярского аграрного университета?
На том самом, в выращивании которого Красноярский край ставит всероссийские рекорды, на маслосеменах рапса. А также ещё на ряде экзотических (потому что редких) масличных культур, которые когда-то в Сибири достаточно широко возделывали. Некоторые виды такого растительного масла в народе даже слывут целебными – не без оснований!
Например, учёные из Института биофизики КНЦ СО РАН и эксперты Красноярского ЦСМ проанализировали рыжиковое масло, и оказалось, что соотношение в нём полиненасыщенных жирных кислот Омега-3 и Омега-6 именно такое, какое необходимо человеку. Омега-3 и Омега-6 считаются незаменимыми — они не вырабатываются в организме и могут поступать только с приёмом пищи. Организм использует их при построении клеток и гормонов.
Однако, по словам проректора КрасГАУ Валентины Бопп, на рыжиковое масло даже ГОСТа нет. Посевы рыжика сейчас в крае очень малы. Но почему?
«Дело в том, что рыжиковое масло имеет определённый аромат и вкус, - поясняет Валентина Леонидовна.
– Вот я, например, родом из Рыбинского района, там рыжиковое масло ели всегда, у меня это в пищевых традициях, мне нравится запах этого масла. А для большинства других людей оно непривычно. Вспомните, когда вы попробовали что-то в первый раз. Я помню, как поначалу мне не нравились оливки. А папоротник? Когда он только появился на прилавках, многие удивлялись: как это можно есть?!»
Вот такой «заколдованный круг»: продукта нет потому, что его не производят – не производят потому, что спроса нет – спроса нет потому, что продукта нет, его не знают!..
Чуть лучше на потребительском рынке обстоят дела с рапсовым маслом, у которого тоже масса своих достоинств. Правда, крупномасштабного производства этого масла в Красноярском крае, который является рекордсменом по производству рапса в стране – увы, тоже нет! То, что мы видим на полках магазинов, как правило, произведено где-то и, вполне возможно, из нашего же рапса. В том же самом Китае, который с удовольствием покупает у красноярских аграриев маслосемена рапса. Классическая ситуация – сапожник без сапог?
Выйти из «заколдованного круга»
Проректор КрасГАУ по науке Валентина Бопп и её коллеги-единомышленники твёрдо уверены, что в Красноярском крае должны уметь не только выращивать замечательные урожаи рапса, но и перерабатывать его семена здесь у себя. И отправлять в другие регионы и за пределы нашей страны не только и не столько сырьё, сколько готовые высокомаржинальные продукты. Чтобы основной доход оставался на территории и позволял людям, живущим на ней, развиваться дальше и жить лучше.
«Поэтому в 2017 году, когда мы думали над перспективными научно-практическими разработками, у нас и возникла идея комплексной безотходной переработки рапса и других специфических «сибирских» масличных культур, - вспоминает историю «рождения» проекта начальник управления науки и инноваций Красноярского ГАУ Александп Коломейцев.
– Мы решили параллельно разрабатывать эффективные технологии выращивания маслосемян, способы и оборудование для их хранения и переработки. Эта идея нашла отклик у нашего индустриального партнёра – руководителя опытного производственного хозяйства «Солянское» Якова Энгеля. Мы совместно подготовили заявку и направили её на конкурс в министерство науки и высшего образования России. Заявку одобрили эксперты минобра, и мы в течение трёх лет на средства полученного гранта в 2018-2020 годах реализовывали наш проект».
Надо сказать, что рапсовое и рыжиковое масло – это всё-таки достаточно известные продукты, и способы их производства не новы. «Изюминка» проекта КрасГАУ в том, что его участники пошли по технологической цепочке дальше и разработали безотходную комплексную технологию производства разных высокомаржинальных продуктов с использованием методов биотехнологий.
(
продолжение следует)