Красноярск: пробки 4
Красноярцы мечтают об альтернативных источниках энергии, но платить за них не готовы

Красноярцы мечтают об альтернативных источниках энергии, но платить за них не готовы

17.11.2020 18:36
Самым актуальным вопросом стал режим неблагоприятных метеоусловий (НМУ), введённый в Красноярске 16 ноября. Как пояснили специалисты, пресловутый «запах угля» - это как раз следствие его неполного сгорания в печах и простейших котельных. Такой дым, с парами от незамерзающего Енисея, тяжелеет и не поднимается вверх, а скатывается вниз: в частности из стоящей на горе Покровки – в центральную часть Красноярска, где «своих» загрязнителей не так много.

КПД промышленных котлов на ТЭЦ во много раз выше, а удельные выбросы на единицу произведённого тепла меньше, потому что уголь там сжигают в виде угольной пыли, плюс работают системы очистки отходящих газов и есть высокие трубы. Но популярный запрос у красноярцев – строительство газопровода и перевод станций на голубое топливо.

«Все красноярские станции запроектированы на работу на сибирских углях с низким содержанием серы и малой зольностью. Технически перевести их на газ можно, хоть это дорого и сложно. Вопрос в наличии этого газа и экономической целесообразности такого перевода, - сказал директор Красноярской ТЭЦ-1 Сергей Бородулин. – Мы – за разумный подход, и мы твёрдо знаем – использование в теплоэнергетике угля может и в значительной мере уже сейчас является экологичным».

В подтверждение сказанному – новая высотная труба на Красноярской ТЭЦ-1 с датчиками непрерывного мониторинга и монтируемые там же электрофильтры. Также это система безмазутного розжига котлов, которую монтируют на ТЭЦ-2 и планируют применить на ТЭЦ-3. После вступления их в строй горожане перестанут наблюдать чёрный дым от сжигаемого мазута при разогреве котлов перед подачей в них угля.

02.jpg

Что касается мероприятий во время режима НМУ – здесь выбор действий у энергетиков не так велик – котлы не остановишь, города без тепла и света не оставишь.

«На всех красноярских ТЭЦ «Сибирской генерирующей компании» есть планы мероприятий для работы в период объявленного режима неблагоприятных метеоусловий, - пояснил директор Красноярской ТЭЦ-2 Олег Бубновский. – Для начала – это учащённые обходы и контроль за работой оборудования. При режиме НМУ 1-й степени (такой введён именно 16 ноября) это также прекращение растопок дополнительных котлов, испытаний оборудования, частичное сокращение вывоза со станции золошлаковых отходов. При введении режима НМУ 2-й и 3-й степени добавляются другие технические мероприятия, в том числе снижение тепловой нагрузки по согласованию с диспетчерскими центрами на 3%. В соответствии с правилами эксплуатации станции мы это можем сделать».

Оказывается, уменьшение температуры воды в теплосетях всего на 3% (например, сейчас она 92°, а сделать её 89°) приводит к снижению выбросов окислов азота до 15%. Невольно возникает вопрос: если снижение всего на 3%, которое и заметить-то сложно, так серьёзно уменьшает выбросы, может что-то ещё сократить? Тепло «резать» дальше незаметно уже не получится – всё-таки в Сибири живём. А если отказаться от выработки электроэнергии на ТЭЦ, оставив им только производство тепла, а электричество взять с Красноярской ГЭС? Это ж какой экологический эффект будет!

Эффект-то точно будет, но только совсем не такой, на который рассчитывают сторонники данного сценария.

«Во-первых, когенерация – это более эффективное использование угля, по сути – «два в одном». Во-вторых, одновременная выработка электроэнергии позволяет держать ниже тарифы на тепло. Сравните – потребителям котельных, которые вырабатывают только тепло, приходится платить больше, - пояснил директор ТЭЦ-2 Олег Бубновский. – Более того, у ГЭС есть крупные потребители, которых она обеспечивает электроэнергией в первую очередь, это Красноярский алюминиевый завод, например. Крупные потребители забирают большую часть выработки».

Но наиболее показательны при обсуждении радикальных реформ для системы теплоснабжения данные социологов по данному вопросу, которые привела в ходе эфира заместитель директора Красноярского филиала СГК Анастасия Дьякова. В краевом центре были проведены исследования в некоторых микрорайонах на предмет того, готовы ли владельцы частных домов платить больше за тепло, перейдя с отопления углем на другой вид ресурса?

«Лишь около 15% опрошенных социологами красноярцев готовы платить дороже за тепло, ради улучшения экологической ситуации. Причём это «дороже» - всего 5%, то есть фактически уровень ежегодной инфляции, - рассказала Анастасия Дьякова. – Однако если выбирать между переходом на газ и переходом на электроотопление, то правильнее все же выбрать электро. Хотя бы потому, что инфраструктура для этого уже существует»

Энергетики готовы и дальше отвечать на вопросы горожан. 18 ноября в инстаграме СГК пройдёт прямой эфир с заместителем технического директора по охране окружающей среды СГК Константином Кушниром. Он расскажет, почему высокая труба ТЭЦ-1 не спасает от «чёрного неба».

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: