«Серебряный век» близок как никогда

Культура 28.05.2018

25 ноября в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина состоялась премьера спектакля «Дни нашей жизни» по произведениям Леонида Андреева.

Мне удалось побывать еще на финальном прогоне. Честно говоря, в театр я хожу с большой опаской. Драматурги ХХI века не радуют глубиной мысли, хотя и трубят об актуальности поднимаемых проблем, а постановки классики неизменно «осовремениваются», в результате чего из них выхолащивается не только содержание, но и психологическая убедительность.

То, понимаете, в Пушкина постельных сцен добавят, то из Достоевского половину персонажей выкинут, а на их место придумают совершенно других. В результате, театр превращается в какой-то КВН с декорациями.

Но «Дни нашей жизни» в постановке Олега Рыбкина произвели на меня впечатление, прежде всего, уважительным отношением к первоисточнику. Декорации и костюмы передают эстетику «серебряного века» — они в меру условны и в меру историчны. Звуковой ряд подобран со вкусом, актеры на сцене действительно играют, а не кривляются, персонажам начинаешь сопереживать, достигается эффект погружения в ситуацию.

Режиссер не удержался от соблазна растянуть спектакль на три с половиной часа и совместил в одном действе фрагменты нескольких пьес и рассказов Андреева: «Жизнь человека», «Екатерина Ивановна», «Мысль», «Дни нашей жизни» и других.

Так или иначе, все сюжеты вращаются вокруг излюбленных тем драматурга: страх смерти, тяга к убийству и самоубийству, борьба разума с силами безумия, а любви с властью половых инстинктов. Мрачные, пессимистические мотивы произведений Андреева подчеркиваются сумрачными красками. Все сцены сыграны в лучших традициях реалистической школы, и это позволяет еще отчетливее ощутить веяние чего-то потустороннего, тень мистического рока, нависающую над персонажами.

Однако не стоит думать, что спектакль проходит в единственной мрачной тональности: режиссер и актеры сумели с иронией подойти к ряду ситуаций, заставить зрителей улыбнуться.

Почему же так произошло? Почему после длительной и упорной борьбы с классикой (все мы помним и скандальную «Чайку», и абсурдистского «Короля Лира»), театр вдруг одарил публику постановкой, в которой бережно воспроизводятся мысли и чувства писателя, ощущается атмосфера эпохи?

Думаю, дело в том, что творчество Леонида Андреева и, шире, искусство «серебряного века» гораздо ближе современному режиссеру, чем произведения Островского, Пушкина, Толстого и Достоевского. В сущности, современному театру и следует ставить символистов, декадентов, экспрессионистов. У них можно найти и эротику, и мистику, и насилие, и безумие, и символическую условность, которые так милы современным режиссерам. Действительно, к чему вводить потусторонних персонажей, таинственные фигуры в черном в то же «Преступление и наказание», если их полным-полно в пьесах Леонида Андреева или, скажем, Мориса Меттерлинка?

Но тут перед режиссерами встают две проблемы: во первых, на Достоевского, Пушкина и Толстого проще получить бюджетные деньги, а во-вторых, режиссеры зачастую просто слабо начитанны, и хватаются за те произведения, с которыми успели познакомиться в школе (то есть классику), либо за те, которые плавают на поверхности Интернета (то есть «современный театр»).

Олег Рыбкин выбрал автора, который ему психологически близок, в этом и заключен залог успешной, качественной постановки, созданной не в борьбе, а в гармонии с исходным материалом.

Почему же современным режиссерам близок «серебряный век» и чужд «век золотой»? Дело в том, что «серебряный век» - это искусство России, находившейся в ситуации глубокого кризиса, искусство, проникнутое предчувствием катастрофы и ужасом перед будущим. В таком состоянии и живут современные интеллектуалы. Экономический кризис порождает нервозность, неуверенность в завтрашнем дне, жажду спрятаться от житейских треволнений в мистических фантазиях, в самокопании или в личной жизни, однако и личная жизнь превращается в череду скандалов, взаимных претензий и измен.

Сам Леонид Андреев считал, что спасением для больного общества должна стать революция, а когда она и вправду произошла, не смог ее принять.

Смело могу рекомендовать «Дни нашей жизни» красноярского драмтеатра всем думающим людям, размышляющим над состоянием современного общества и ищущим выхода.

Дмитрий Косяков

Фото: пресс-служба Красноярского драматического театра им. Пушкина

comments powered by HyperComments
Оценить статью:

Выбор редакции

13.11.2018
Российский килограмм изменит параметры и будет вычисляться по атомам и квантам В Париже (Франция) 16 ноября состоится важнейшее событие – на Генеральной конференции по мерам и весам будут подведены итоги многолетней работы мирового научно-технического сообщества по пересмотру базовых единиц Международной системы единиц. 
Читать далее
13.11.2018
Работодатели Тывы создадут рабочие места для инвалидов
Власти Тывы обязали руководителей предприятий создать специальные рабочие места для инвалидов, адаптированные под индивидуальные особенности каждого из них.
Читать далее
13.11.2018
Красноярский полицейский отказался от взятки В Красноярске задержали водителя «Митсубиси» за попытку дать взятку сотруднику ГИБДД в размере 1000 рублей.
Читать далее
13.11.2018
На форуме обсудят пятизвездочный отель для Красноярска

На XIV Красноярском городском форуме намерены обсудить необходимость строительства в нашем городе отеля высочайшего уровня.



Читать далее