Красноярск: пробки 1
Роев ручей: «Конкурс Мантейфеля – это стартовая площадка для будущих учёных»

Роев ручей: «Конкурс Мантейфеля – это стартовая площадка для будущих учёных»

2020-11-12
В этом году конкурс прошёл при грантовой поддержке Красноярского краевого фонда науки, что позволило организаторам вывести конкурс на межрегиональный уровень и подчеркнуть его научную направленность. О том, как проходил отбор работ в условиях пандемии, в чём ценность конкурса и какой должна быть профориентационная работа, рассказала организатор конкурса Светлана Чипура. 

Конкурс профориентационных мероприятий проводится Красноярским краевым фондом науки уже около 10 лет. За это время получено более 800 заявок. Поддержано – около 300. Победители получают грант на реализацию проекта
Конкурс Мантейфеля-1080x1080.jpg

«Просто волшебный старик!»

Конкурс исследовательских работ в области зоологии и охраны живой природы не случайно носит имя Петра Александровича Мантейфеля. Он - легенда зоопарковского движения, был первым зоологом, который пытался развести соболей в неволе и подключил к этому детей. В 1924 году он организовал кружок юных биологов зоопарка и создал школу молодых исследователей-натуралистов, которые под его руководством изучали дикую природу. Поэтому Московский зоопарк справедливо решил, что конкурс должен носить его имя. Как сказал в своё время Константин Паустовский, «…нет такого другого знатока и любителя в Советском Союзе. Просто волшебный старик!». Может, если бы такие люди постоянно существовали, не приходилось бы создавать заповедники и зоопарки, основная задача которых – сохранение биоразнообразия.

11.jpg

«Стараемся держать планку»

Конкурс инициирован Московским зоопарком, который объединяет в себя множество природоохранных организаций по всей России. Мы решили, что это знаковый конкурс, и отправлять от Красноярского края нужно самых достойных. Как это сделать? Естественно, предварительно провести отборочный этап. Так, в 2016 году, и стартовал конкурс в Красноярском крае. Буквально на следующий год к нам присоединились Железногорск и Зеленогорск. Затем мы получили работы из Кодинска, Норильска, Дудинки, Игарки. Охватили не только Красноярский край, но и Хакассию, Тыву. Получив хороший отклик, задумались: а почему бы и не пойти дальше? Однако для такого масштаба нужны ресурсы, поэтому мы приняли решение участвовать в конкурсе грантов на профориентационные мероприятия и выиграли. Сегодня, благодаря поддержке Краевого фонда науки, мы вышли на Сибирский федеральный округ: к нам поступают работы из Иркутска, Томска, Омска и Новосибирска. Так органично наш конкурс вырос из муниципального в межрегиональный. И мы стараемся держать планку и благодарны, что люди отправляют работы.

«Пандемия – не преграда»

Пандемия существенно повлияла на наши планы. Традиционно мы проводили два этапа: заочный, в ходе которого отбирались работы, и очный – в формате научной конференции, на которой молодые исследователи могли получить опыт публичной защиты своей работы и комментарий от заслуженных учёных: экспертами выступают учёные СФУ и КГПУ им. В.П. Астафьева. В прошлом году она проходила в краевой научной библиотеке, и нам удалось создать атмосферу классической конференции, которая завершилась на два часа позже планируемого: настолько оживлённым вышел диалог учёных края со школьниками – начинающими исследователями. В этом году из-за карантина мы потеряли эту академичность, ценность живого общения, и это большая потеря для нас, как для организаторов. Не подошёл нам и вариант дистанционной защиты через платформы типа Zoom, так как многие участники – из отдалённых деревень, и качество, а то и отсутствие выхода в Интернет ставило конкурсантов в неравные условия. Таким образом, наш формат соответствовал формату Всероссийского конкурса в Москве: все работы были оценены заочно. Но это осознанный выбор – так нам удалось сохранить всех участников, в том числе из самых отдалённых территорий края. Однако надеемся, что сможем вернуться к формату очной защиты работ в следующем году.

В 2020 году «Роев ручей» получил 127 работ по 5 направлениям: «Ботаника с основами экологии», «Валеология», «Зоология с основами экологии», «Охрана природы на ООПТ» и «Экология». 51 из них будет отправлена на всероссийский этап конкурса.
2.jpg

«Юннат без тайги не юннат»

Сейчас конкурс Мантейфеля на слуху. Люди его знают, и на сайте Московского зоопарка можно увидеть, что конкурс растёт. При этом прирост – небольшой. Почему? Потому что естественными науками занимаются избранные, это штучный товар. И наша задача – найти эти таланты и оказать им поддержку. Мы ищем детей практиков, экспедиционников, готовых пойти с рюкзаком в тайгу, чтобы собрать материал для исследования. Юннат без тайги не юннат. Наши участники – заинтересованные в естественно-научном направлении и делающие первые шаги в исследованиях ребята. Ориентация на практику и эксперименты, проведённые своими руками, - это одна из основных черт наших участников.

Например, одна из работ выросла из совместной рыбалки отца с сыном, во время которой они заметили бобров. В первый год была изучена популяция бобров на реке Чулым. Во второй – была проведена оценка их воздействия на территорию. А в третий – сформированы рекомендации по регулированию их численности.

Другой участник каждое воскресенье и в дождь, и в снег, и в мороз ходил 7 километров по Лалетинской тропе на Столбах и проводил учёт орнитофауны. После обработки данные были переданы заповеднику и включены в учёт зимней орнитофауны. В летопись эколога включены и данные по зообентосу, собранные другим участником, который в ноябре, живя на кордоне Нарым, собирал материал в ледяной воде ручья Лалетино, а затем исследовал его под микроскопом. При этом научная достоверность подтверждается теми учёными, которые сопровождают детей и являются их научными руководителями и консультантами. Движущая сила здесь всегда – интерес ребёнка! Например, самостоятельно заниматься ихтиологией очень непросто: нужно согласовать место и сроки выезда с НИИ рыбохозяйственных водоемов, скомплектовать материально-техническую базу для сбора первичного полевого материала и присоединиться к настоящей научной экспедиции. Ведь очень важно получить поддержку со стороны настоящих ученых–ихтиологов. У них есть сети, лодки, разрешение на исследования, лабораторное оборудование, а главное, есть консультанты, мэтры – практики своего дела.

7.jpg

«Никаких тезисов – только полный текст работы»

Поддерживать и развивать именно научную составляющую конкурса – наша задача. Именно поэтому одно из условий – предоставлять полный текст работы. Никаких тезисов. Во-первых, именно полный текст мы, как организаторы, отправляем на всероссийский этап, и важно, чтобы работы прошли предварительную оценку на региональном уровне. Во-вторых, нам важно увидеть исследование целиком, чтобы дать соответствующий комментарий и рекомендации. Помимо краткого комментария, с которым участник может ознакомиться в протоколе, часто взаимодействие с экспертами выходит и в очный формат: ребятам важно получить оценку и рекомендации от известных учёных, а наши эксперты – всегда очень открыты и готовы делиться опытом и знаниями. Иногда, особенно после очной защиты, эксперты приглашают участников и на вузовские конференции. А это уже настоящая профессиональная проба, которая помогает школьникам понять, в том ли направлении они движутся.

6.jpg

«Конкурс Мантейфеля – это стартовая площадка для будущих учёных»

Многие ребята участвуют в конкурсе ежегодно. Первое выступление состоялось в восьмом классе, а через несколько лет перед нами уже почти готовый студент, который умеет проводить исследование и защищать свою работу. Так, один из наших воспитанников-ихтиологов, Вегель Вячеслав, поступил в дальневосточный институт на факультет океанологии, а юннат Коваль Анастасия, занимавшаяся летучими мышами, учится на 3 курсе в Нижегородском государственном университете в Институте биологии и биомедицины. И хоть и грустно было наших воспитанников отпускать, всё-таки мы понимаем, что это хороший результат профориентационной работы, когда ребёнок нашёл свой путь.

Победа в конкурсе Мантейфеля – очень престижна. Её можно сравнить с победой во Всероссийской олимпиаде. Поэтому кроме победителей, призёров и гран-при жюри всегда рекомендует ещё несколько работ для участия во всероссийском этапе. В прошлом году в конкурсе приняли участие 325 человек со всей России, а Красноярский край представил на суд экспертов 39 работ. К тому же, приятно отметить, что из отправленных нами работ традиционно 50-60% становятся победителями и призёрами. В этом году мы направим около 50 исследований.

5.jpg

«Профориентация всегда должна иметь продолжение»

На участии во всероссийском этапе наш конкурс на завершается. Многих ребят мы приглашаем в экспедиции и летние полевые лагеря, которые проводим в рамках других практико-ориентированных природоохранных и просветительских проектов. Многие становятся нашими постоянными участниками и друзьями. Главная цель наших профориентационных проектов – дать возможность пробы, понять, в том ли ты направлении двигаешься. А если интерес есть, мы всегда готовы помочь, подсказать и направить. Для этого у нас есть главный ресурс – профессионалы, готовые делиться опытом. Мы считаем, что правильное профориентационное мероприятие всегда должно иметь продолжение и не заканчиваться с окончанием квеста или мастер-класса. Думаем, поэтому нам и удалось выиграть грант Краевого фонда науки. У нас уже много идей и на развитие конкурса Мантейфеля, и на организацию новых векторов его развития. Так что нам есть, что предложить школьникам края.

Фото: Роев Ручей

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: