Елена КОНОВАЛОВА, театральный критик:
«Я специально ездила в Новосибирск, чтобы посмотреть оперный спектакль «Тангейзер», вокруг которого совершенно незаслуженно развернулся скандал. По моему глубокому убеждению, в театральном пространстве России этот спектакль — событие, о котором ещё долго будут говорить. По многим причинам. У режиссера-постановщика Тимофея Кулябина это первая постановка в опере, и не каждый режиссер отважится дебютировать в этом сложном жанре c Вагнера. В итоге получилась умная, высокопрофессиональная работа талантливой команды людей.
Ситуация, которая разворачивается сейчас вокруг новосибирского режиссёра и его спектакля, весьма опасна. Если сторона обвинения всё-таки выиграет дело, в России появится прецедент, когда люди, абсолютно не сведущие в искусстве (а именно такие люди под масками православных активистов обвиняют создателей спектакля в оскорблении чувств верующих), могут под якобы благовидными предлогами диктовать, что и как показывать на сцене. И зря многие отмолчавшиеся деятели искусства думают, что такая ситуация их никогда не коснётся. Все сейчас активно движется к тому, чтобы вернуть в стране цензуру — в СМИ, в сферу искусства.
Конфликт вокруг постановки «Тангейзера» крайне абсурден еще и тем, что практически все «оскорблённые» православные не видели спектакль, в том числе и новосибирская митрополия, в частности митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, который особенно активно старается искоренить «зло». Но ни он, ни его «оскорбленные» прихожане на контакт ни с журналистами, ни с театральным сообществом не идут. Им это просто не нужно, они уверены в своей правоте и безнаказанности своих деяний. Это ужасно, потому что теперь любой невежда может решать судьбу произведения искусства, даже не попытавшись его понять. И в итоге мы получим полностью стерильную культуру, которую поглощают люди, не умеющие критически, символически и аллегорически мыслить. Ведь в чём обвиняют «Тангейзер»? Сначала претензия была к скандальному постеру, на котором между ног лежащей обнаженной женщины было изображено распятие. Но, во-первых, нельзя выдергивать цитаты из контекста и строить на этом обвинение. В спектакле это постер фильма режиссера Тангейзера, который по сюжету ведет себя на кинофестивале вызывающе, и постер — еще один выпад в адрес коллег. Которые его за это чуть не убили. А во-вторых, сейчас, когда постер из спектакля убрали, прокуратура уже цепляется к самой трактовке, что еще более абсурдно. Претензия прокурора на то, что он что-то понимает в режиссуре и вправе указывать другим, как ставить, — это просто анекдот. В частности, сейчас обвинителей не устраивает, что Тангейзер в спектакле — режиссер, а не поэт, как в оригинальном либретто Вагнера. Но если следовать этой логике, придется снять больше половины спектаклей во всех театрах России: и драматических, и оперных. Потому что переосмысление классических сюжетов — это норма, и отнюдь не сегодняшняя, а давняя. Вспомним хотя бы Высоцкого-Гамлета в джинсах.
Также прокуратуру не устраивает присутствие в спектакле Иисуса Христа (хотя здесь это всего лишь актер, который снимается в этой роли в новом фильме Тангейзера) и религиозных символов. Но, опять же, если всерьез отнестись к такой претензии, нужно не только из всех спектаклей убрать персонажей-священников и любое упоминание о религии, но и запретить всю русскую классику. Пушкин, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, Чехов, Булгаков и др. — в их произведениях есть священнослужители, и нередко они изображены весьма иронично.
Как можно исправить сложившуюся ситуацию? Думаю, культурной общественности нельзя пускать это на самотёк. Если сейчас все здравомыслящие люди — деятели искусства, театры, журналисты, зрители, любящие театр, — не выступят против мракобесия, завтра эта чума может распространиться не только на театр, но и на все сферы жизни. От нас многое зависит, нельзя молчать.
Очень надеюсь, что здравый смысл все же восторжествует».
Напомним, ситуация вокруг новосибирской постановки вызвала общественный резонанс после того, как митрополит Новосибирский и Бердский Тихон заявил, что в опере не по назначению используется церковная символика, и это возмущает верующих. Ранее Мировой суд Центрального района Новосибирска оправдал режиссера Тимофея Кулябина, который поставил в местном театре оперу Рихарда Вагнера «Тангейзер» и был обвинен в оскорблении чувств верующих. При этом через несколько дней новосибирская прокуратура обжаловала решение суда.
Подпишитесь: