Красноярск: пробки 3
Накануне больших перемен

Накануне больших перемен

2020-07-09
Конституционный плебисцит завершился. За новую редакцию Основного закона проголосовало подавляющее большинство россиян, пришедших на избирательные участки. Казалось, можно поставить логичную точку в этом сюжете, однако политики, эксперты и общественники продолжают обсуждать причины триумфальной победы сторонников Владимира Путина и возможные последствия этой важнейшей реформы. Обсуждают не только в Москве и российских регионах, но и в столицах ведущих стран мира. И для этого есть серьезные основания.

Комментаторов можно условно поделить на три группы. В первую входят скептики, которые устало замечают, что Основной закон – это, по сути, декларация, которая ни на что не влияет. По их прогнозу, и после плебисцита всё в нашей стране будет катиться по накатанной колее. Во второй группе собрались убежденные противники российской власти и их единомышленники на Западе. Весомый пакет из более чем 200 поправок они примитивно свели к пресловутому обнулению президентских сроков Владимира Путина. Именно на этом постулате они построили контркампанию против поправок. Правда, без особого успеха.

Пожалуй, самую многочисленную группу составляют люди, которые увидели в конституционной реформе шанс на позитивные преобразования, перезагрузку системы управления и корректировку социально-экономического курса. К этой группе можно причислить и участников 93-го заседания «Комитета развития» - старейшего в Сибири экспертного клуба, обсуждавших на этой неделе итоги Всероссийского голосования по конституционным поправкам и возможные последствия плебисцита. В заседании участвовали представители Общественной палаты региона и краевой избирательной комиссии, философы, правоведы и политологи из разных стран.

1 - Фото с сайта www.kremlin.ru.jpg

Трудный путь к успеху


Красноярский край оказался в СФО среди лидеров и по явке, и по количеству голосовавших за конституционные поправки. Сенсацией это не назовешь. Ещё в девяностые годы эксперты называли наш регион российским «Нью-Гэмпширом», поскольку многие результаты федеральных избирательных кампаний на берегах Енисея были очень близки к среднероссийским показателям. Хотя в последующие десятилетия и случалось, что красноярские избиратели на выборах демонстрировали непредсказуемые результаты, но нынче сенсаций не произошло.

«Результаты общероссийского голосования по поправкам в Конституцию не были неожиданными. Я нисколько не сомневался в том, что подавляющее большинство жителей Красноярского края поддержит давно назревшую конституционную реформу, - открыл заседание, которое из-за пандемии проходило в режиме видеоконференции, создатель и руководитель Экспертного клуба «Комитет развития», директор Красноярского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Павел Клачков. - Сама жизнь диктует изменения. Мы живём в суверенной стране и не удивительно, что люди голосуют за позитивные перемены: нельзя стоять на месте, необходимо развиваться. Меняется мир, меняются приоритеты, меняется страна! В условиях глобальных вызовов новая редакция Конституции станет для нас и надежным заслоном против усиливающейся на глазах турбулентности, и ключом к будущему страны».

Тем не менее, нельзя сказать, что кампания по поправкам оказалась для красноярцев формальностью. Уже через две недели после оглашения президентского послания Федеральному Собранию, в котором прозвучали предложения Владимира Путина по конституционной реформе, в Красноярске состоялось совместное заседание Общественной палаты края и региональной ассоциации юристов. В нем принял участие сопредседатель группы по изменению Конституции, сенатор Андрей Клишас. Красноярцы предложили более 20 поправок, часть из которых потом вошла в новую редакцию Конституцию. Активное участие члены Общественной палаты Красноярского края приняли также в подготовке наблюдателей к плебисциту.

Большая нагрузка выпала и на сотрудников избирательных комиссий. Им впервые пришлось работать целую неделю, причем в суровых условиях коронавирусной угрозы. По словам члена Избирательной комиссии Красноярского края Алины Алмиевой, голосование по конституционным поправкам стало серьёзным вызовом для работников избиркомов. Впервые им пришлось контролировать не только чистоту и легитимность избирательного процесса, но и строго соблюдать противоэпидемиологические меры.

«Семидневный марафон был тяжелым испытанием для всей избирательной системы. Комиссии находились под сильнейшим психоэмоциональным давлением, связанным с карантинными мероприятиями. Естественные опасения людей за свою жизнь – это, безусловно, важный фактор, который мы должны были учитывать при организации плебисцита, - признала Алина Алмиева. - Система устояла, достойно встретив этот вызов. Были, конечно, проблемы. Некоторые члены избиркомов вынужденно покидали составы комиссий. У нас подходили к концу кадровые резервы, тем не менее, мы не дрогнули и все мероприятия провели на высоком уровне».

«Смотри на табло!..»


Ожидаемо крикливое оппозиционное меньшинство после плебисцита усомнилось и в результатах, и в легитимности процедуры. Однако шум в соцсетях и либеральных СМИ никого особо не впечатлил – очередная буря в стакане воды не привела ни к акциям протеста, ни к какому-то заметному отклику простых людей.

«Радикальная оппозиция вместо того, чтобы получить возможность поговорить о России будущего такой, какой она её видит, скатилась в тотальное разрушение, деструкцию и эмоцию, - констатировал политический аналитик, специалист отдела агитационно-пропагандистской работы регионального отделения «Единой России» Юрий Кондрашов. - Они не смогли консолидироваться организационно, не смогли договориться о лидерах, не сделали ничего, чтобы показать свою готовность работать на созидание. Всё, что они смогли сделать – это лозунг про обнуление и обливание грязью всех, кто с ними не согласен, через свою структуру ручных СМИ и в соцсетях. Показательным примером является даже не критика, а натуральная травля Эллы Памфиловой».

Хотя сейчас в стране немало социально-экономических проблем, которые объективно могли негативно сказаться на результатах голосования, но победа осталась всё же за партией здравого смысла.

«Как говорят футбольные болельщики - «если кому-то что-то не нравится, то смотри на табло». На табло есть результат. И самый главный результат плебисцита заключается в том, что, несмотря на серьезные проблемы в обществе, по-прежнему присутствует высокий уровень доверия к Президенту и я надеюсь, что этот ресурс доверия достаточно прочен и устойчив», - отметил в своём выступлении кандидат философских наук, доцент кафедры социологии Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета Александр Павлов.


4 - Фото с сайта www.kremlin.ru.jpg


Реванш государственников



Успех государственников объясняется не только и не столько слабостью противников власти. Есть и более серьезные причины, почему народ откликнулся на призыв своего лидера и поддержал конституционные поправки. Для понимания этих причин надо вспомнить, в каких условиях принималась Конституция, которую пришлось так серьезно редактировать сегодня.

1993 год. Россия раздавлена предательством верхов, которое привело к тяжелейшему поражению в геополитическом противостоянии с Западом и развалу Советского Союза. Жесточайшие либеральные реформы Егора Гайдара заставили большую часть россиян думать исключительно о выживании. Чубайсовская приватизация открыла дорогу разграблению народнохозяйственного комплекса страны. Тогдашнее руководство страны во главе с Борисом Ельциным ничего серьезного не предпринимает без согласования, как тогда мрачно шутили, с Вашингтонским обкомом. В этой ситуации срочно пишется новая Конституция, которая во многом становится калькой с западных аналогов. Фактически, это была Конституция побежденного государства, которую надиктовали заокеанские победители.

Незадолго до референдума по принятию Конституции в РФ в стране чудом не случилась гражданская война. Безответственная политика Ельцина привела к жесточайшему противостоянию двух ветвей власти – исполнительной и представительной, которое закончилось расстрелом российского парламента. Естественно, что немало людей, возмущенных этим беспределом, на референдуме голосовали против Конституции – более 40 %. Я тоже тогда поставил свою галочку в графе «против», поскольку считал (и считаю), что ельцинская Конституция не отвечала нашим национальным интересам.

С учетом этих обстоятельств имело смысл задуматься над конституционной реформой не в 2020 году, а гораздо раньше. Возможно, даже после знаменитой речи Владимира Путина в Мюнхене в 2007 году, когда глава российского государства выступил с программным заявлением, в котором четко артикулировал приоритет национальных ценностей и интересов. Коллективный Запад тогда очень сильно напрягся, и для этого были основания: после тяжелейшего нокаута 1991 года Россия вновь возвращалась в клуб ведущих мировых игроков. Наверное, самый благоприятный момент для внесения изменений был в 2015 году, когда наблюдался пик патриотических настроений после возвращения Крыма в состав России.

Впрочем, и события последней пятилетки объективно сыграли в пользу сторонников ревизии ельцинской Конституции. Если в начале девяностых годов для многих россиян Запад ещё представлялся этаким «сияющим градом на холме», потребительским раем, куда бездумно устремилось всё человечество,то последующие десятилетия развеяли эти иллюзии. Неприкрытая русофобия, двойные стандарты и санкции, доведенные до абсурда принципы либерализма, фактически перевернувшие с ног на голову все традиционные христианские ценности, многочисленные глобальные кризисы, которые во многом на совести правителей Запада – все эти аргументы работали на конституционные поправки эффективнее многих агитационных роликов.

Именно поэтому столь позитивно были восприняты многими людьми поправки, укрепляющие традиционные семейные ценности. ЛГБТ – меньшинства в России вряд ли будут себя чувствовать в привилегированном положении. Содом и Гоморра пусть возрождаются на «просвещенном» Западе, мы же вполне обойдемся без однополых браков и гей-парадов.

«Почему Конституция в обновленной редакции нам была необходима? Потому что отовсюду доносятся тревожные сигналы, связанные с цивилизационным кризисом. Семейные ценности – это основа основ. В нашей стране слова «мать» и «отец» не исчезнут. Конституция четко закрепляет понятие традиционной семьи, и понятно, что для подавляющего большинства россиян это крайне важно, они радостно это поддерживают, - уверена доктор философских наук, заведующая кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета Наталья Копцева. - Эта Конституция во многом является результатом очень внимательного отношения к тем событиям, которые происходят в нашем коллективном сознании и даже коллективном бессознательном. В ней мы нашли четкие позитивные ответы на вызовы, которых так много в 2020 году».

Что дальше?


Конституционные бастионы пришлось воздвигать не только из-за эрозии традиционных ценностей. Никуда не делась бескомпромиссная геополитическая борьба. «Война всех против всех» становится чуть ли не главным лозунгом современной эпохи. В этой ситуации нужно быть готовым к любому развитию событий.

«Главная задача - защита своих национальных интересов в новых исторических условиях! Не только в настоящем, но и, что особенно важно, в ближайшем и даже весьма отдалённом будущем! – уверен член Российского философского общества Виктор Окружко. - Речь идёт о современных вызовах, о длительной позиционной борьбе. Уже сейчас Россия испытывает на себе колоссальное давление со стороны противников. Фактически наша страна находится «во вражеском кольце окружения». Но Россия демонстрирует всему миру, что сегодня для неё её внутренние интересы и задачи являются наиболее важным приоритетом, что она нацелена на собственно своё внутреннее развитие. Сначала Россия, а потом весь остальной мир

Одним из самых принципиальных для многих россиян стал пакет поправок, укрепляющих государственный суверенитет страны. Именно они вызвали резкое недовольство «западных» партнеров, увидевших в этом шаге отказ нынешней российской власти от позорного горбачевско-ельцинского наследия. Речь, в частности, идет об очень важной поправке к статье 67. Она предусматривает неотторжимость территории Российской Федерации. Эта поправка фактически снимает с повестки навязший в зубах «вопрос о Курилах». Хотя японцам с этим и трудно будет смириться, но этот вопрос уже не будет поводом для спекуляций и расторговок.

Серьезным ударом для наших зарубежных оппонентов стало провозглашение приоритета российских законов над международным правом. По мнению вице-президента Клуба руководителей торгово-экономических миссий иностранных государств, аккредитованных в Москве, члена Учёного совета Университета Глазго Виталия Абрамкина, конституционная реформа может повлиять не только на российские реалии, но и дать импульс для пересмотра всей международной правовой системы.

«Наиболее важным в конституционных поправках мне кажется приоритет национального права над международным. Это достаточно редкая вещь. Последний раз такое пытались сделать на референдуме в Швейцарии в 2018 году, но та инициатива не прошла, - напомнил Виталий Абрамкин. - Мне кажется, что это отражение реального положения вещей, потому что кроме Венской конвенции, Совбеза ООН или международного суда сегодня не видно других инструментов или документов международного права.Если Россия отрицает саму возможность внешнего вмешательства в свои дела, то дальше следует ожидать реформу этих органов. Очень важные изменения в этой сфере неизбежны. Понятно, что после плебисцита Россия будет занимать уже иное место на международной арене».

Вопрос – что нам ждать после плебисцита – сегодня остается, пожалуй, самым интригующим не только для отечественного политического класса, но и для всех россиян. Вряд ли дело ограничится косметическими изменениями в системе управления. Судя по президентскому настрою, в ближайшие годы произойдут очень серьезные перемены во многих сферах нашей жизни.

Доктор политических наук, заместитель первого проректора по работе с органами власти Финуниверситета при Правительстве РФ Павел Селезнев подчеркнул, что сейчас для власти важно не останавливаться, а сделать несколько шагов, в том числе, и в финансово-экономической сфере.

«Нужно выстраивать единую линию и обеспечивать национализацию элит. Надеюсь, поправки помогут окончательно убрать из системы государственного управления людей, которые не самым добросовестным образом используют свое положение, имеют зарубежные счета и двойное гражданство, - заявил Павел Селезнев. – В рамках денежно-кредитной политики страны и обеспечения той модели, которая позволит в условиях мирового кризиса после пандемии нам обеспечивать как минимум ежегодный рост в 6-7%, потребуется серьезная корректировка социально-экономического курса. Один из следующих шагов для восстановления суверенитета, возможно, будет связан с решениями в отношении подотчетности Центрального банка Правительству РФ».

Участники 93-го заседания Экспертного клуба «Комитет развития» согласились с тем, что конституционный плебисцит дал импульс для серьезной законотворческой работы всех уровней власти, которая серьезно поменяет правовое поле страны. Но, может быть, важнее всего, что мы сделали серьезный шаг к созданию на прочном фундаменте национальных интересов современной идеологии, которая будет соответствовать и новым вызовам, и особому месту России в современном мире.

Александр Чернявский

Фото с сайта www.kremlin.ru и архива автора

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: