Красноярск: пробки 0

Мазутный кризис

2020-06-04
Чрезвычайное происшествие в Норильском промышленном районе, которое после разгерметизации резервуара ТЭЦ-3 привело к разливу 21 тысячи дизельного топлива, очевидно, будет иметь не только негативные последствия для экологии Таймыра. Крайне жесткие оценки, прозвучавшие из уст главы государства на совещании, посвященном ликвидации последствий этого ЧП, перевели этот сюжет в политико-управленческий контекст.

Ожидаемо оживились и враги губернатора Александра Усса, и недруги владельца «Норильского никеля» Владимира Потанина. Экспресс-анализ комментариев анонимных авторов федеральных политических телеграм-каналов показывает, что для некоторых влиятельных московских группировок это ЧП стало всего лишь информационным поводом для возобновления атак на своих политических и экономических оппонентов. На реальные последствия техногенной катастрофы им, конечно, глубоко наплевать.

Одним из результатов этой атаки стало преднамеренное столкновение лбами руководства края и топ-менеджмента «Норильского никеля». Расчёт был простой – в ситуации, когда проблема выходит на президентский уровень, всегда возникает соблазн найти крайнего и переложить на него ответственность за случившееся. И, надо признать, в какой-то степени этот расчет оправдался. Процесс поиска «козлов отпущения» мы могли наблюдать и непосредственно на совещании под председательством Владимира Путина, и в масс-медийных баталиях, которые последовали сразу за «разбором полетов».

Такое столкновение крайне опасно для внутрирегиональной политической стабильности. Вся новейшая постсоветская история четко показывает, что любой конфликт краевой власти и «Норникеля» чреват большими потрясениями. Достаточно вспомнить, как на закате губернаторства Александра Лебедя в 2001 году активно обсуждался выход Норильска из состава края, который выглядел в тот момент весьма реальным. Какой ущерб это нанесло бы и жителям материка, и северянам, даже представить трудно. В этих войнах не может быть победителей по определению. Проигрывают все. Конечно, кроме тех, кто кровно заинтересован в Смуте и дестабилизации обстановки ради получения своих политических и экономических дивидендов.

Когда случается беда такого масштаба, нужно не крайних искать, а, забыв о претензиях и разногласиях, ликвидировать её последствия. В этом смысле, кстати, политически грамотно действовало краевое начальство и руководство компании «Полюс» после вспышки COVID-19 в Еруде. Не стали искать крайних, а постарались мобилизовать все ресурсы, чтобы купировать распространение коронавирусной инфекции. Похожую модель мы видели и в прошлом году, когда всем миром ликвидировали последствия взрыва склада боеприпасов под Ачинском. Из нынешнего опасного шторма руководству региона и ФПГ нужно выплывать в одной лодке, используя по максимуму оба весла. А виновников пусть ищут компетентные органы. Тем более, что такое поручение силовики от Владимира Путина уже получили.

2- на избирательном участке - фото с сайта ЗС.jpg

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН

Норильское ЧП отодвинуло остальные политические сюжеты на второй план, в частности, предстоящее голосование по конституционным поправкам. Как известно, оно начнётся 25 июня и закончится 1 июля. Некоторые эксперты утверждают, что такой продолжительный плебисцит позволит Кремлю без особых проблем решить две главные политические задачи – при относительно высокой явке добиться одобрения новой редакции Конституции РФ.

Для нашего региона это важнейшее мероприятие примечательно тем, что Красноярский край вместе с Москвой, Санкт-Петербургом, Карелией и Нижегородской областью может войти в число пилотных субъектов РФ, где, возможно, будет применяться дистанционная форма голосования. Закон об электронном голосовании, как известно, был принят минувшей весной и вызвал крайне неоднозначные оценки аналитиков и политиков. Одно из главных сомнений – как застраховаться при таком формате от фальсификаций?

Облегчит ли электронное голосование жизнь начальству? Понятно, что такие события всегда провоцируют негласное соревнование между губернаторами за лучшие показатели. Всем хочется угодить федеральному Центру. Красноярский край в этом турнире вряд ли будет претендовать на призовые места. Конкурировать с национальными республиками, как показывает история президентских и госдумовских выборов, не получится. Здесь важно не оказаться среди аутсайдеров. В этом смысле дистанционное голосование может помочь повысить в крае явку, что, правда, не гарантирует тотального «одобрямса» пакета конституционных поправок.

Наверняка за время действия режима самоизоляции в стране изрядно прибавилось протестников, для которых голосование по конституционным поправкам может стать поводом, чтобы показать власти жирную фигу. Отметим, что и сама кампания по продвижению этой темы на берегах Енисея даже зимой в относительно «мирное время» шла ни шатко ни валко. В основном её обсуждали СМИ и общественники. Даже обнуление президентских сроков вызвало всего лишь кратковременный всплеск интереса широкой публики, который был, впрочем, начисто смыт коронавирусным цунами. Сегодня конституционная кампания заметна лишь на федеральном уровне. За три недели до старта плебисцита такое положение дел выглядит довольно странно.

3 - фото с официального портала Красноярского края.jpg

РИСКИ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ

Тем временем краевая власть приняла решение существенно смягчить режим противоэпидемиологических ограничений. Открываются непродовольственные магазины площадью до 400 квадратных метров с отдельными уличными входами, химчистки, станции технического обслуживания, прачечные и ателье. Отменяется карантин для авиапассажиров, прилетающих из Москвы и Санкт-Петербурга, а также система пропусков. Полностью ограничения сняты в 110 населенных пунктах, где не было зафиксировано случаев заражения COVID-19.

Столь значительной либерализации этого режима аплодируют ковидоскептики, а вот люди, которые всерьёз озабочены своим здоровьем, напротив, задают вопрос – не поторопились ли? Под этими сомнениями есть основания. Эпидемиологическая ситуация в крае далека от благостной. Судя, по данным Роспотребнадзора, мы ещё не прошли пика заболеваний, в красноярских больницах с каждым днем становится все меньше коек для больных.

Несмотря на все тревожные обстоятельства, считаю, что смягчать этот режим можно было и раньше. Уже в мае был накоплен серьезный опыт борьбы с COVID-19. Одним из уроков стал тот факт, что наибольший вклад в распространение инфекции привнесли (на первом этапе) – туристы, вернувшиеся из заграничных вояжей, медицинские учреждения (ЧП в офтальмологическом центре) и замкнутые общности (поселок вахтовиков в Северо-Енисейском районе).

Можно было бы вообще ограничиться только введением карантина для людей из групп потенциального риска, закрытием ТРЦ и других мест массового скопления людей, запретом публичных мероприятий и т.п. Всё же можно было и не наносить болезненный удар по малому и среднему бизнесу. Куда больше эффекта было бы от жесткого контроля власти за соблюдением противоэпидемиологического режима, которого, увы, на практике до сих пор не наблюдается. Понятно, что ответработники никогда не сталкивались с такой необычной форс-мажорной ситуацией и поэтому вынуждены были в марте-апреле действовать во многом методом проб и ошибок. Но это обстоятельство не означает, что не нужно оперативно делать из этих ошибок правильные выводы.

Александр Чернявский
Фото с официального портала Красноярского края и сайта Законодательного Собрания

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме:

Реклама от YouDo
erid: LatgBsDRD
http://kazan.youdo.com/auto/uhod/bamper/ - подробное описание тут.
Услуги проверенных исполнителей: http://ufa.youdo.com/cleaning/afterrepair/ - смотрите ссылку.
erid:Pb3XmBtzt7bYUXHZsHbtpZRuhKeTNxJjzj4j3HS