Красноярск: пробки 3
Чёрно-зелёная страда

Чёрно-зелёная страда

2020-11-20
Перманентный коронавирусный апокалипсис задвинул остальные темы со знаком минус на задворки общественно-политической повестки. Но для экологии, которая согласно социологическим опросам последние десять лет регулярно попадает в региональный хит-парад негатива, похоже, и на этот раз сделано исключение. Предсказуемо режим неблагоприятных метеоусловий (НМУ), именуемый в народе «чёрным небом», введённый на днях в Красноярске, сильно возбудил экологически озабоченных субъектов. А их в наших городах и весях немало.

Очевидно, что эти беды актуальны не только для Норильска и Красноярска, о которых чаще всего рассказывают СМИ. С подачи депутатов Заксобрания, в частности, Владислава Зырянова и Александра Симановского в последнее время на региональном уровне стали всерьёз обсуждать острые проблемы в этой сфере и в так называемых «малых городах» - Минусинске, Канске, Ачинске и т.п. Везде есть своё «чёрное небо». Иногда кажется, что весь наш необъятный край за исключением совсем уж медвежьих уголков тяжело болен…

СЕМЬ НЯНЕК

Если без лирики, то потенциальный электорат для тех, кто хочет попасть во власть на зелёной волне, кажется достаточно солидным, ведь в городах проживает около 70 % жителей края. Да и сельчане, живущие рядом с промышленными городами, жалуются на экологические болячки. Вполне резонен вопрос о том, насколько неподдельная озабоченность населения «чёрным небом» может помочь «зелёным» добиться каких-либо успехов на выборах в Заксобрание и Госдуму? Не стоит забывать, что на берегах Енисея политика и экология тесно переплетены ещё с перестроечных времен. Так, в середине девяностых годов благодаря грамотной игре на теме экологической безопасности дважды избирался в Госдуму в Красноярском крае видный демократ первой волны Владимир Тетельмин.

Правда, в 21-м веке столь заметных побед у зелёных уже не наблюдалось. На экологии, конечно, спекулировали все кому не лень, но, как правило, профессиональные экологи политических очков не набирали. Можно вспомнить только локальные успехи на муниципальных выборах партии «Зелёные», которую в регионе возглавляет депутат горсовета Красноярска Сергей Шахматов. Они получили представительство, в частности, в муниципальных парламентах главных городов региона – краевом центре и в столице индустриального Заполярья – Норильске. Но говорить серьёзно о влиянии этих депутатов на принятие ключевых решений власти пока не приходится. Почему же так трудно конвертировать тему «чёрного неба» в политические дивиденды?

Может быть, одной из главных причин, почему красноярским «зелёным» трудно обрести электоральную субъектность является то, что сама тема в глазах населения расфокусирована. Ей занимаются все кому не лень: власть, парламентские партии, профессиональные экологи и блогеры. Эта многолюдность, с одной стороны, говорит о значимости проблем. С другой стороны, неизбежно вызывает в памяти известную народную мудрость о семи няньках. Вроде все суетятся, а притока чистого воздуха и чистой воды не наблюдается. Как и газификации, и метро, и прочих «зелёных» фетишей», в которые свято верят экологические оптимисты.

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что определённая «движуха» в этой сфере есть. Крупные компании, работающие в регионе, если верить их дорогостоящему и масштабному пиару, об улучшении ситуации с выбросами вредных веществ из труб своих заводов думают сегодня даже больше, чем о прибыли и производственных успехах. Трубы становятся всё выше, а топливо – «бездымнее»…

Такое внимание к экологии, конечно, не в последнюю очередь обусловлено тем, что решение экологических проблем Красноярья находится на контроле в Кремле. Не будем забывать, что в феврале 2018 года Владимир Путин провёл в столице края специальное совещание на эту тему с губернатором Александром Уссом и владельцами самых крупных компаний – загрязнителей. Одним из итогов того совещания стало включение Красноярска и Норильска в федеральную программу экологического оздоровления.

Но до каких-то судьбоносных прорывов на этом фронте пока ещё очень далеко. Да, регулярно контролёры рапортуют об экологических нарушителях. Правда, ловят всё больше по мелочи. Очевидный прогресс пока виден только по созданию региональной системы мониторинга вредных выбросов. Пункты наблюдения за качеством атмосферного воздуха появились не только в Красноярске, но и в малых городах края. Но констатировать наличие проблемы мало. Люди ждут реальных действий.

РАЗБРОД И ШАТАНИЯ

Конечно, серьёзный ущерб наносят разброд и шатания в самом зелёном движении. Уже несколько лет наблюдается неприкрытая вражда в экологическом стане. Обвинения в том, что те или иные люди, вроде бы озабоченные экологическим благополучием красноярцев, на самом деле всего лишь отрабатывают заказы от конкурирующих ФПГ, раздаются уже не первый год. Возможно, нет дыма без огня. Избирательная критика одних компаний и упорное молчание по поводу других загрязнителей наводит на определённые мысли. Впрочем, свечку не держал, поэтому не исключаю, что в рядах красноярских экологов «засланных казачков» и в помине нет. Но то, что единства в этих рядах не наблюдается, сомневаться не приходится.

На федеральном уровне есть, как минимум, две партии, которые, видимо, будут участвовать в выборах в Госдуму – «Зелёные» и «Зелёная альтернатива». Понимая, что экологическая повестка будет востребована в следующем году, кремлёвские политтехнологи, естественно, готовятся заполнить эту нишу лояльными к власти структурами. Однако не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы констатировать: несколько зелёных партий без особого ресурса с похожими названиями взаимно погасят друг друга на экологическом фланге, набрав в сентябре 2021 года проценты в пределах статистической нормы.

Не стоит забывать, что экологический компонент активно используют практически все ведущие партии страны. Например, на этой поляне минувшим летом были замечены красноярские «соколы Жириновского», которые довольно технологично поборолись против проекта строительства полигона промышленных отходов, который некая компания хотела возвести в Емельяновском районе. Монополии на экологию сегодня нет ни у кого.

При этом есть пример европейских стран, где «Зелёные» стали заметной политической силой ещё в восьмидесятых годах прошлого столетия. Конечно, у России, как обычно, свой путь, однако от глобальной повестки, в которой экология занимает с каждым годом всё больше места, нам тоже никуда не деться. Если всё-таки кто-то из «сильных мира» решит сделать ставку на «зелёные» партии и инвестирует серьёзные средства в их развитие, то в будущем может рассчитывать на неплохие дивиденды.


Александр Чернявский
Фото автора

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: