Красноярск: пробки 0
Против ветра – 2 или Разные уставы одного монастыря

Против ветра – 2 или Разные уставы одного монастыря

2020-03-06
Так государственная система мониторинга доказала свою реальную эффективность, выявив на границе санитарно-защитной зоны Красноярского алюминиевого завода превышение в несколько раз предельно допустимой концентрации чрезвычайно опасного вещества (1-го класса опасности).

И это при том, что, как мы напоминали в предыдущей публикации, буквально несколькими днями ранее руководитель частного проекта «Красноярск.Небо», единственно которому безоговорочно доверяют озабоченные экологией города общественники, Игорь Шпехт в интервью известному российскому журналисту Алексею Пивоварову заявил следующее:

«У нас был год наблюдений, мы сложили все графики со всех постов, и мы доказали, что основным источником загрязнения является не алюминиевый завод, а огромное количество угля, сжигаемого в Красноярске».

airvisual.jpg

А дело в том, что датчики AirVisual, которые используют общественники проекта «Красноярск.Небо», меряют светопроницаемость воздуха и не учитывают содержание в нём вредных газов – лишь мелкодисперсную пыль (2,5 мкм). Чисто технически такие приборы, по заверениям их продавцов в России, могут кроме замеров содержания в воздухе микрочастиц PM2.5 также давать информацию по содержанию более крупных PM10 и углекислого газа (CO2). Однако…

«Данные, которые мы учитываем и показания, которые используем в определении индекса, используются только pm2.5. Остальные измерения являются сопутствующими, и мы их не учитываем» - ответил на мой прямой вопрос в соцсети Игорь Шпехт...

Разовая предельно допустимая концентрация (ПДК) PM2.5 в России составляет 160 мкг/м3, что соответствует 2-му классу опасности (высоко опасные вещества). Тоже ничего хорошего, но всё-таки не бенз(а)пирен. Среднесуточная ПДК PM2.5 согласно российским нормам составляет 35 мкг/м3. Пересчёт этого показателя в индекс качества воздуха (AQI), которым оперируют датчики AirVisual, даёт результат в 99 единиц или «Moderate», т.е. «умеренное качество воздуха». А вот 36 мкг/м3 – это уже AQI 102 или «Unhealthy for Sensitive Groups», т.е. «нездоровый для чувствительных групп».

Участники «Красноярск.Небо», обвиняя государственные системы мониторинга в занижении уровня опасности загрязнения воздуха, ссылаются на то, что их проект оценивает качество воздуха по гораздо более современной системе Всемирной организации здравоохранения при ООН. В ней среднесуточная ПДК частиц PM2.5 составляет 25 мкг/м3, тогда как в Российской Федерации, а также в США и Китае их среднесуточная ПДК установлена в 35 мкг/м3.

vlcsnap-2020-03-06-13h32m03s25.jpg

Меньшая предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воздухе, безусловно, лучше для тех, кто этим воздухом дышит, в частности, для нас, красноярцев, - кто бы спорил! Однако, чтобы снизить планку допустимого, надо, наверное, не обвинять тех, кто этот порог сейчас меряет в соответствии с существующим законным нормативом, а добиваться изменения самого норматива? Но ругать вплоть до матов в соцсетях и на собраниях общественности скопом всех представителей власти, главу Росгидромета, металлургов, энергетиков и вообще «всех, кто не с нами», разумеется, гораздо проще. Вот только воздух в Красноярске от этого чище точно не станет!

И что это за стремление у некоторых наших сограждан объявить себя единственными правоверными борцами за чистое небо над Красноярском? Ради этого зачастую в ход идут уж совсем надуманные обвинения вроде сокрытия данных краевого мониторинга, в открытости которых легко убедиться на сайте krasecology.ru. Или в неуплате предприятиями налогов лишь на основании того, что обвиняющие ничего об этом не знают или не хотят знать… Поистине, умные люди ищут союзников, глупые – видят кругом врагов.

Пока же некоторые экологи-общественники, увы, очень напоминают героя анекдота приехавшего из России в Англию. «Сэр, будьте осторожны за рулём, - говорят ему партнёры-бизнесмены по телефону. – В вашем районе какой-то сумасшедший едет по «встречке». «Да вы не поверите! Здесь их тысячи!»

При этом надо сказать, что представители государственных органов мониторинга и контроля неоднократно заявляли, что ничего не имеют против общественного мониторинга как дополнения к официальному, но категорически против подмены одного другим. Более того, они даже не против включения данных общественного мониторинга в единый официальный мониторинг, но только после приведения этих данных к единым, утверждённым в Российской Федерации государственным стандартам.

vlcsnap-2020-03-06-13h32m22s172.jpg

«Система мониторинга – это не просто набор датчиков и компьютеров, которые обрабатывают информацию, - подчеркнул руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) Игорь Шумаков. – Она работает по определённым принципам, записанным в российском законодательстве. Если частные компании и иные участники готовы соблюдать эти требования, конечно, можно будет пользоваться и их данными. Но только в том случае, если государственные требования будут соблюдены».

«В вашей логике мы должны до сих измерять всё в верстах и саженях», - написал мне в Фейсбуке Игорь Шпехт. На самом деле, в моей логике, да, наверное, в логике любого здравомыслящего человека, измерять загрязнение воздуха можно и нужно хоть по нормативам ВОЗ, хоть в метрах, хоть в галлонах… Но законную силу в Российской Федерации имеют лишь действующие ГОСТы. Попробуйте объяснить в ГИБДД, что вы не превышаете в городе скорость 60 и меряете скорость в милях, а не в километрах в час потому, что эта единица измерения вам кажется «более передовой», и расскажите потом, что у вас из этого получится – очень интересно.

Андрей Кузнецов

Подпишитесь:

Возврат к списку


Материалы по теме: